Кто крайний?

Публікації

Жители крымской столицы – пенсионеры и «дети войны» –  жалуются: на протяжении нескольких месяцев не могут получить решения Железнодорожного районного суда Симферополя, касающиеся перерасчета пенсий и взысканий выплат, положенных им по закону. Всему виной, говорят люди, огромные очереди, в которых пенсионерам под зданием суда приходится простаивать полдня  и больше, и зачастую – безрезультатно.

Четверг. 10 часов утра. До открытия окошек канцелярии Железнодорожного районного суда Симферополя, где будут выдавать решения суда,  еще три часа. Но под зданием суда уже собралась большая группа пенсионеров, некоторые стоят с ночи.

Жительница Симферополя, пенсионерка Валентина Веккер ведет учет очереди   желающих получить  решение суда сегодня. «Я уже была здесь во вторник, но так и не смогла попасть. Пришла в 6 утра, и была уже в очереди 72-я, а успели принять только 66 человек», – рассказывает пенсионерка.

Дело в том, что решения суда в канцелярии можно получить только во вторник с 9.00 до 12.00 и в четверг с 13.00 до 16.00, рассказывают люди. То есть на все про все – шесть часов в неделю.

«Вот сегодня я здесь с 12 часов ночи. Мой зять ехал в командировку и подвез меня к зданию суда. Ночь. Никого еще не было,  кроме лающих собак, – рассказывает Валентина Веккер. – Я приехала с  сумкой, с лекарствами. Решила пройти наконец-то. Я первая. В пол второго ночи уже подошли люди, кто-то на машине приехал, а к четырем утра было уже 15 человек. Вот уже список пишу. Сейчас 78 человек. Сегодня людей гораздо меньше. Уже сил нет, а ждать еще до часу дня».

     

Как рассказывают наши собеседники, огромные очереди желающих получить решения суда здесь можно увидеть каждый вторник и четверг.  В основном это пенсионеры и в судах они требуют перерасчета пенсий и взысканий выплат, положенных Детям войны.

«Я сюда с октября прошлого года хожу», – говорит жительница Симферополя Нона Мелехова. Поясняет: «Не могу найти, где мои документы. Их уже давно сдала. Сдала документы. Сюда приду – говорят в Севастополе (в Севастопольском Апелляционном суде – авт.), а в Севастополе говорят, что их там нет. Вот так и не могу ничего добиться. Не получила еще ни одной копейки, потому что решения нет. Зимой пробовала сюда четыре раза попасть и не смогла. Народа много».

Дозвониться в канцелярию Железнодорожного районного суда Симферополя, чтобы узнать есть ли решение суда,  не возможно, говорят пенсионеры. «Когда начинается прием людей в окнах №2 и №3, ничего уже узнать нельзя. К тому же сложно сюда обращаться», – негодует Валентина Маковоз. Рассказывает: в прошлый вторник, после того как приняли людей, попыталась выяснить в канцелярии, стоит ли занимать очередь за решением суда. «С 6 утра выстояла две очереди: на выдачу и прием документов. Спросила, сотрудница канцелярии мне говорит: «Окно №2». Я говорю – так оно же закрыто! «Приходите, когда открыто», –  был мне ответ. После этого захлопнули перед носом окно».

Как ни пыталась достучаться до сотрудников канцелярии Валентина Маковоз, никто так ей и не открыл. Помог милиционер, который стоял рядом – на пункте пропуска в суд. Он сам попытался перезвонить в канцелярию, но безуспешно. «Ему стало жалко меня. Вот он ей в канцелярию звонит, а она трубку не берет, хотя рядом сидит и слышно как телефон работает.  Тогда милиционер попросил мой паспорт. Он сам в компьютере посмотрел, и сказал, что можно приходить за решением суда», – рассказывает Валентина Ивановна.

«Да вообще, такое хамское отношение к нам», – подключается к разговору еще один пенсионер Александр Кравченко. Делится: «К примеру, вот я обращаюсь к девушке, а она меня игнорирует. Я только решил спросить –  как и что, может мне и не нужно стоять. Хотя я уже полтора года жду решения суда. Хоть бы по почте их высылали!».

К назначенному времени открытия окошек канцелярии для выдачи судебных решений у здания появляется все больше людей.

  

К часу дня количество человек в списке перевалило за сто человек. Все толпятся у входа. Запускают только по 5 человек. Слышится возглас из толпы: «Уважаемые, женщина с маленьким ребенком просит принять. Может, пропустим через пять человек?» Но в ответ возмущенные крики.

  

Заметим, что условия для людей, ожидающих своего решения в очереди, в Железнодорожном районном суде не предусмотрены даже в минимальном приближении к понятию нормы. Окна канцелярии, в которых можно получить решения суда, расположены в коридоре при входе. У крыльца здания –  только одна скамейка, на которой может разместиться только три человека. Ограда на клубах увешана табличками «Осторожно! Окрашено!»  и заботливо смазана солидолом –  не для того ли, чтобы никто не попытался присесть?

Корреспондент «Центра» попытался выяснить у председателя Железнодорожного районного суда Симферополя Сергея Афендикова, какие меры предпринимаются, чтобы решить проблему очередей и избавить пожилых людей от мучений. Однако в приемной председателя, выслушав наш вопрос, помощник судьи сказал: «Ну, увеличим мы количество дней или часов приема: когда тогда суд будет работать, дела рассматривать? Вы что,  деятельность суда знаете, что вот так рассуждаете?».

Молодой человек в приемной (наверное, и вправду полагающей, что  решения судов пенсионерам в окошко выдают оторвавшиеся от рассмотрения дел судьи), также сообщил,  что председатель суда Сергей Афендиков занят и не может принять, и перенаправил к руководителю аппарата суда Андрею Шмакову. Однако на рабочем месте его не оказалось. «Если Вам нужны какие-то комментарии от руководства суда, то присылайте нам список вопросов, которые хотите осветить. С контактным телефоном. Мы вам перезвоним, когда Вам нужно прийти. Тогда либо руководитель аппарата суда, либо сам председатель ответит. Мы такой порядок установили», – сказал нам сотрудник аппарата суда.

«Центр» отправил информационный запрос в  Железнодорожный районный суд Симферополя, ответ на который ожидаем все же в обозначенные законом сроки. Однако, пользуясь случаем, напоминаем служителям Фемиды, что законодательство Украины гарантирует каждому обратившемуся к распорядителю информации, максимально упрощенную процедуру подачи запроса и получения информации. Также статья 19 Закона Украины «О доступе к публичной информации» предусматривает, что «запросы могут подаваться в устной, письменной или иной форме (по почте, факсу, телефону, электронной почте) на выбор запрашиваемого. И попутно: если изнывающие  в многочасовой очереди  пожилые люди – не повод для срочного ответа и действенных мер руководства суда по прекращению этой пытки на августовском солнцепеке, то тут уже , как говорится, ничем не исправишь.

В Апелляционном суде Крыма, куда мы обратились за комментарием, рассказав об огромных очередях у Железнодорожного районного суда Симферополя, нам сообщили, что Апелляционным судом АРК все дела категории «Дети войны» были рассмотрены до 1 июля 2011 года. «Апелляционный суд автономии не контролирует порядок направления этих дел  из Севастопольского административного апелляционного суда в районные суды автономии», – прислали сообщение из пресс-службы суда.

Для того, чтобы сравнить, такая ли ситуация с выдачей решений и в других районных судах города, мы отправились в Центральный районный суд Симферополя. На входной двери здесь можно увидеть табличку, в которой указано, что Детей войны принимают каждый четверг  с 8.30 до 11.45 в отдельном кабинете. Еще в нескольких кабинетах в определенные дни от этой категории лиц  принимают только исковые заявления или заявления на выдачу исполнительного листа.

Для официального комментария относительно работы суда по выдаче решений, корреспондента «Центра» попросили  прислать письменный запрос. Однако в неофициальной беседе  в приемной аппарата суда рассказали, что очередей стараются не допускать. Для этого и выделили отдельные кабинеты, сотрудники которых занимаются вопросами перерасчета пенсий и взыскания выплат, положенных Детям войны. Это и позволило оптимизировать работу Центрального районного суда Симферополя. «К примеру, сегодня мы приняли 300 граждан и выдали им судебные решения», – рассказал в устной беседе один из сотрудников аппарата суда.

То есть: если бы в Железнодорожном райсуде взяли на вооружение существующую практику организации работы канцелярии Центрального райсуда,  сегодняшняя очередь в сотню  человек «рассосалась»  бы почти безболезненно?!  Или  господин Афендиков об этом замечательном опыте не знает?

Фото автора