Непомерные аппетиты

Публікації

Клиника им.Пирогова

Мы продолжаем следить за сомнительными  событиями вокруг НИИ имени Сеченова, который находится в Ялте, и в пользовании которого из  26 корпусов остался лишь один действующий –  клиника имени Пирогова на улице Мухина,8.  Остальные, расположенные  на улице Поликуровской,  были сданы в аренду, и половина из них уже приватизирована. Однако  НИИ  может лишиться и последнего приюта: получение лицензии на осуществление медицинской деятельности искусственно затруднено, персонал и пациентов, по приказу министра здравоохранения Крыма,  должны перевести в противотуберкулезный санаторий «Симеиз», а  под вывеской  НИИ, по планам минкурортов Крыма, собираются открыть… консалтинговый центр в Симферополе. Важно понимать, что нынешняя ситуация вокруг института имеет два процесса: собственно,  приватизация корпусов, решение по которой принято еще 6 лет назад, и попытка упомянутых министерств распорядится тем , что осталось. Но оба направления сливаются в одно, если предположить, что сегодня происходит банальный  передел  собственности  в пользу близких к нынешней власти структур и особ.   

Две недели спустя

После выхода программы «Вопрос национальной безопасности»  и публикации «Центра» с расследованием  ситуации вокруг НИИ имени Сеченова, к нам обратился  собственник фирмы «МАС» – арендатора семи  корпусов  НИИ, предоставил документы и разрешил съемку арендованных объектов. Кроме того, сотрудники НИИ стали получать ответы из прокуратуры и СМ Крыма на свои многочисленные письма-жалобы. Таким образом,  мы смогли восполнить многие пробелы в этой непростой истории.

Спустя две недели  мы снова посетили институт. По словам сотрудников, похоже, что приказ министра здравоохранения Крыма о ликвидации лечебных отделений и сокращении медперсонала,  противоречащий  КЗОТу,  приостановлен, и коллектив не переводят. Что будет дальше – неизвестно.

Елена Колесникова

Кроме того, говорят сотрудники, в институте началась инвентаризация, а также проходят всяческие проверки контролирующих  инстанций. Например, проверка МЧС, которая обнаружила в здании признаки аварийности, грозящие институту закрытием.

 «Проверяло нас МЧС. Потом вышло предписание, что не пропитаны какие-то балки, и это якобы грозит работе, хотя мы работаем столько лет, и не было никаких проблем. Сказали, что отключат электричество уже 16 числа. Мое впечатление, что пытаются доказать, что работать здесь невозможно», – говорит врач-невропатолог Елена Колесникова.

Конечно, приватизировать корпус клиники с ходу невозможно, поскольку он находится в перечне объектов, которые не подлежат приватизации. Однако признать здание аварийным и таким образом  выселить  коллектив – вполне по силам авторам сценария. Тем более, что именно под поводом срочного ремонта ученые уже освобождали корпуса. А уж потом можно исключить корпус из перечня объектов, не подлежащих приватизации, или попросту сдать его в долгосрочную аренду. Опять же, по такой схеме  отчуждались    корпуса и объекты, которые были сданы прежним руководством НИИ в длительную аренду.

То, что замыслы в основном не изменились, подтвердил на прошлой неделе и замминистра курортов и туризма Александр Лиев. Правда,  тональность  и формулировки заметно изменились. Лиев заговорил о «втором дыхании» и спасении института. «Планируем профинансировать возрождение института им. Сеченова. Институту нужно дать второе дыхание. Реформирование без науки невозможно. Состояние этого института вызывает тревогу, и решить эту проблему без серьезных перемен и без финансовой поддержки будет невозможно», – цитирует А.Лиева КИА.

Между тем, и с приватизацией  сданных в аренду ООО  «МАС»  корпусов не все так просто, хотя решение об этом ВР Крыма было принято еще в 2004 году.

Купите – не продается. Продайте – не куплю

Сергей Шевченко

По версии Фонда имущества Крыма препятствия в приватизации все время чинит именно арендатор, по вине которого образовалась и задолженность по платежам в бюджет, а реальный  собственник  компании – Сергей Шевченко – утверждает обратное. В подтверждение своих слов он предоставил  документы и письма в адрес Фонда имущества и НИИ им.Сеченова.

Конфликтных моментов, которые легли и в основу многолетней судебной тяжбы,  несколько. Главный – способ приватизации арендованного имущества, измененный  ВР Крыма  в апреле этого года с выкупа на конкурс. Как утверждают в Фонде имущества, арендатор теперь не имеет никаких преимуществ. По словам  Сергея  Шевченко, его фирма провела максимальные улучшения объектов, поэтому может претендовать на приватизацию имущества путем выкупа. За что и судится.

 «Наш иск мы подали в административный суд. Пытаемся признать постановление Верховной Рады Крыма о конкурсе недействительным. Мы хотим настаивать на выкупе. У нас улучшение по корпусам составляет 55%, при норме – 25%, – говорит С.Шевченко. – ВР Крыма не права, потому что подача Фонда была такая – он подал неправдивую информацию. В Фонде документы на приватизацию  способом   выкуп  лежат уже в течение трех лет. Нами сданы все документы,  аудит, улучшение. Платежки все находятся в Фонде».

В Фонде имущества Крыма утверждают: у арендатора была возможность приватизировать корпуса путем выкупа,  но он ее не воспользовался. В последний раз – в начале этого года.   Но Сергей Шевченко утверждает, что фонд имущества Крыма такой возможности не предоставлял!

«Документы подтверждающие есть? Я думаю, что их нет. Мы, наоборот, судились, чтобы признать эту оценку и документы действительными. К нам фонд ни разу не обратился. Мы обращались к фонду, пойти к нотариусу, оформить наши взаимоотношение. К нам со стороны фонда ни одного предложения не поступило», – говорит С.Шевченко.

Второй спорный момент, завязший в судах, – несоответствие действующему законодательству условий договоров аренды корпусов института. Изменилась методика расчета арендной платы, и если бы договоры были изменены –  сумма  существенно возросла.  Шевченко утверждает, что не против платить больше.

В подтверждение того, что фирма сама на протяжении трех лет добивается от института и   Фонда изменения условий договора, Сергей Шевченко предоставил нам копии десятка соответствующих писем о готовности подписать допсоглашения к договору. Забавная получается ситуация: все, оказывается, за, но институт и бюджет недополучают сотни тысяч отчислений, а  приватизация заморожена судебными тяжбами. И обе стороны, как нам кажется, многое не договаривают.

К примеру, как «МАС» может платить больше арендной платы или даже выкупить корпуса, если в  2009 году был  признано банкротом, затем кредиторы, в том числе и сам Сергей Шевченко, и принадлежащие ему другие фирмы, реструктуризовали долги на 60 месяцев? Но Шевченко говорит:  деньги у него есть, а  банкротство – по сути  фиктивное: «Кто участвует в банкротстве? Свои же компании. Искусственно создана ситуация. Есть коммерческая тайна. Все компании, участвующие в банкротстве – подконтрольны».

 Вместо лечебных корпусов – vip-дачи

В доказательство  положительных преобразований собственник  фирмы согласился показать нам объекты, хотя,  как говорят в Фонде имущества, попасть за забор арендуемых  «МАС» корпусов не всегда могут и их сотрудники,  и оценщики.

Изменения  заметны: на месте  волейбольной площадки появился бассейн, во втором и пятом корпусах  сделан ремонт и теперь здесь –  гостиничные номера. В   корпусе  №11 находятся  конференц-зал и столовая.  Еще в двух корпусах – №1 и №3 – продолжается реконструкция. Нашим сопровождающим  по объектам фирмы «МАС» стал довольно известный на ЮБК человек – бывший замначальника  УБОПа Ялты, а ныне управляющий фирмы-арендатора  Леван Мамиев.

Корпуса «МАС» огорожены, и это еще одна из претензий  Фонда имущества Крыма: в аренде у  фирмы – только корпуса, а пользуется она и прилегающей территорией, и коммуникациями, и огорожена прилично. То есть, на лицо фактическое пользование землей без заключения договора аренды и без оплаты. Собственник «МАС» утверждает: фирма пользуется только арендованными корпусами,  а брать в аренду землю и платить налог никто якобы не предлагал.

Управляющий фирмы Леван Мамиев уверяет: забор временный, его легко можно демонтировать. «Вы сами могли убедиться, что в зданиях проводится реконструкция. Собственник ничего противозаконного в этих зданиях не делает. Корпуса не сдаются, в них проживают только родственники собственника предприятия. Забор – это временное сооружение, которое в любой момент может быть демонтировано, находится он только для охраны имущества и сооружений корпусов», – говорит Л.Мамиев.

Однако Леван Теймуразович все-таки лукавит. Нам показали лишь 5 корпусов, хозпостройки и котельную, а о корпусах  № 16 и 18 отчего-то умолчали. А как раз там, думается, можно увидеть много интересного. К примеру, в 18-ом корпусе, где ранее был  рентген-кабинет. А ныне, по словам местных жителей, здесь часто видят человека, похожего на прокурора Ялты. На  прямой вопрос  Сергей Шевченко отвечает уклончиво: спросите у самого прокурора.

Без сомнения, фирма «МАС» имеет право сдавать корпуса в субаренду, а любой человек,  имеющий на то деньги, вправе корпуса арендовать. Это его личное дело.  Но интерес общественный, несомненно, состоит в ответе на вопрос:  хватает ли на это прокурорской зарплаты?

Немаловажно и  другое. В  Фонде имущества нам сообщили, что прокуратура Ялты, проведя проверку по аренде корпусов НИИ имени Сеченова, подала иски о расторжении договоров с фирмой «МАС», поскольку они противоречат действующему законодательству. Услышав от нас эту новость, Сергей Шевченко сильно удивился. Поэтому мы позвонили в прокуратуру Крыма и узнали: нет никаких исков о расторжении договоров аренды с фирмой «МАС». А прокурорская проверка еще ничем не закончилась.

И спешить тут ни в коем случае нельзя.  Потому что большой прокурорский интерес должен  вызвать весь процесс  отчуждения корпусов и объектов НИИ Сеченова.

Первая волна приватизации прошла несколько лет назад,  и касалась корпусов, сданных в аренду ООО «Научно-производственная фирма «Институт здоровья». Корпуса №№ 7,  7а, 9, 10, 14, 15 , а также здания бывшего гаража и лодочной станции  ВР Крыма в 2004 году также постановила  приватизировать путем проведения аукциона. Но вереница решений Хозяйственного суда АРК в пользу арендатора сначала привела к тому, что ВР сменила способ приватизации на выкуп, а затем  Фонд имущества был понужден заключить договоры купли-продажи этих объектов по весьма смешным ценам.  Кто же стал обладателем всего этого добра в престижном месте Ялты, включая выход к морю и пляжу (бывшая лодочная станция –на ул.Дражинского)?

Судя по данным госреестра, фирма-арендатор, ставшая собственником шести корпусов и корпусов и двух объектов НИИ была оформлена … на водителя бывшего директора института Сергея Солдатченко – Виктора Ходотова. Он   значится  соучредителем и руководителем ООО «НПФ «Институт здоровья».  Некоторые корпуса были перепроданы, а  из Госреестра судебных решений также узнаем о попытках понудить ялтинские власти предоставить крупные наделы земли для их облуживания .  Одна донецкая фирма, к примеру, перекупив корпус, просила 1,5 гектара.

Бывший 10-й корпус

В общем, можно сказать, для санаторно-курортного комплекса многие корпуса НИИ имени Сеченова уже потеряны  – это, по сути, уже дачи влиятельных людей, при этом бюджет получил сущие копейки.   Местные жители и сотрудники института говорят, что  бывший 7 корпус превратился в апартаменты экс-министра здравоохранения Украины, 10-й корпус – в  жилой дом бывшего директора НИИ, а в корпусе 7А расположился медицинский центр, который, поговаривают, возглавляет супруга  экс-руководителя  института.

Бывший 7-й корпус

С лечебным пляжем  в Массандре  такая же ситуация: небольшой участок прибрежной территории огорожен. Как говорят местные жители, его владелец – все тот же экс-руководитель института,  а чуть выше пляжа  – здание, владельцем которого называют главного специалиста Минздрава Украины.

Не случится ли то же самое и с корпусами, сданными в аренду фирме «МАС»?

Кто кому и сколько должен?

Сергей Шевченко утверждает: за восемь лет фирма «МАС» вложила  в реконструкцию арендуемых корпусов, как минимум, 23 миллиона гривен и  все они проведены официально. Хотя с высокими процентами произведенных улучшений  возникают вопросы. Дело в том, что четыре корпуса  вскоре после сдачи в аренду были  выведены из  эксплуатации – ввиду полной изношенности. Среди предоставленных нам документов есть, к примеру, акт приема-передачи в аренду корпуса №2,  подписанный  бывшим директором института Сеченова Сергеем Солдатченко и директором фирмы МАС в феврале 2002 года. Износ корпуса  площадью 680 квадратных метров указан равным  его  балансовой стоимости  в 184 с половиной  тысяч гривен. То есть, остаточная стоимость была равна нулю.

В Фонде имущества, со ссылкой на администрацию НИИ, нам сообщили: задолженность фирмы-арендатора  перед институтом только за коммунальные платежи составляет 415 тысяч гривен. Но Шевченко говорит – только 9 тысяч:«Это виртуальная задолженность, которая не оформлена документально. С 2007 года. Поменялась методика расчета. Верховная Рада Крыма поменяла методику. Мы обращались 8 раз к фонду имущества и в НИИ Сеченова. А еще обратились к спикеру и и.о. председателя Совмина, чтобы они разобрались. Наша цифра – 342 тысячи, но она не подтверждена ничем. Мы ведем виртуальный подсчет, что мы должны будем заплатить».

Александр Пьянков

Между тем, что-либо выяснить о реальной  сумме задолженности по сданному  в аренду имуществу у его балансосодержателя и арендодателя  –   НИИ имени Сеченова в лице его нового директора  Александра Пьянкова  – оказалось невозможным.  По словам директора,  все вопросы следует адресовать Минздраву и Фонду имущества АРК.

«Я не знаю, сколько они нам должны. Рад был бы с вами поработать, но не могу, – разводит руками директор. – Понимаете, я чиновник, назначенный министерством, я работаю в системе министерства. Если пресс-центр Минздрава даст мне разрешение, я отвечу на ваши вопросы. Все данные находятся в бухгалтерии Минздрава Крыма и фонда имущества».

(Попутно –  занимательная деталь: нынешний директор НИИ А.Пьянков значится в учредителях благотворительного фонда «Ялтинский институт здоровья детей». Среди других его учредителей – и уже упоминавшийся нами Виктор Ходотов, экс-водитель бывшего директора института,  учредитель и руководитель ООО «НПФ «Институт здоровья», которая приватизировала  несколько корпусов. На созвучие названий фирмы и благотворительного фонда трудно не обратить внимание. Но это –  отдельная  детективная  история и мы ее расскажем в ближайшее время).

Валентина Чеботарева

Главный бухгалтер НИИ Валентина Чеботарева также открещивается: точных сумм задолженности  не знает, поскольку ее надо перерасчитывать, а все документы, по ее словам,  находятся …. в судах.

«Сейчас документы в судах, пусть суд разбирается по этой теме. Я не буду ничего говорить, потому что это дело судебное. Сейчас прокуратура занимается. – говорит главбух.- Да надо считать. Это не так просто. Они нам возмещают, а в бюджет не платят. Согласно постановлению ВР Крыма нужно было сумму перечислять в бюджет, я сделала перерасчет, а они его не гасят. У них свои мотивы по этому поводу».

Между тем, собственник «МАС» на прошлой неделе обратился к руководству автономии: уверяет, что готов заключить предусмотренные законодательством допсоглашения к договору аренды. Однако Фонд имущества, якобы, создает для этого препятствия.

«На сегодняшний день Фонд имущества пытается разорвать договор, наши улучшения признать недействительными. Поэтому Фонд лукавит. Если бы мне Фонд гарантировал возврат средств, которые я туда вложил, я бы, может, и не возражал. Но Фонд же молчит. Хочет поменять собственника. А мои улучшения останутся на бумаге», – сетует С.Шевченко, полагая, что нынешние власти «защищают собственных инвесторов».

Р.S.  В среду премьер-министр Крыма Анатолий Могилев, отвечая во время пресс-конференции на вопрос корреспондента «Центра»  о  сомнительной реорганизации  НИИ имени Сеченова, пообещал изучить ситуацию: «Проблема есть в любом случае. Я поручу – пусть разберутся». Будем ждать…

Смотреть программу “Вопрос национальной безопасности”

Фото “Центра”