Экономия за счет пациентов

4 января решением Ялтинского горсовета Алупкинская больница была ликвидирована как юридическое лицо  и реорганизована путем присоединения к Ялтинской городской поликлинике, а ее отделение скорой помощи – к Станции скорой медицинской помощи в Ялте, с передачей всего имущества, прав и обязанностей соответственно. Решение это городские власти называют мерой вынужденной, а причиной – пресловутую нехватку средств на содержание Алупкинской больницы в бюджете Ялты.

В минувшую пятницу у стен Алупкинкой городской больницы собрались люди в белых халатах и их сегодняшние и потенциальные пациенты. Медработники и все, кому не безразлична  судьба  городской больницы, пришли с плакатами, листовками и весьма решительным настроем отбить очередную попытку ликвидации медучреждения, которое обслуживает ни много ни мало, а 22 населенных пункта.

К колоне нескольких десятков медработников, двигавшейся от больницы к центру Алупки, по ходу присоединялись местные жители и к началу акции количество протестующих возросло до полутысячи человек.  Акцию приехали поддержать и ялтинские общественники. Так в митинге принимал участие председатель Гражданского комитета Большой Ялты Григорий Тараненко. На акцию протеста пообещал приехать и сам мэр Ялты Алексей Боярчук, надеялись алупкинцы увидеть и своего голову Виктора Толстонога.

В ожидании отцов городов председатель профкома Алупкинской больницы, заведующая детским отделением Наталья Давыдкина делилась с журналистами своими опасениями последствий «оптимизации» структуры больницы. «Детская консультация с 30-ти коечным дневным стационаром уйдет непонятно куда, непонятно кому в подчинение, также и гинекологическое отделение. А поликлинику передадут по решению № 196 Ялтинской поликлинике. Личный состав сократят: уйдет стационар полностью неврологии, не знаю еще куда денут детский дневной стационар»,  – говорит Н.Давыдкина.

Геннадий Проскурин

Все ждали главных действующих лиц. Однако ни мэр Алупки Виктор Толстоног, ни  мэр Ялты Алексей Боярчук к людям не вышли. К началу акции приехал только  главный врач Алупкинской больницы Геннадий Проскурин, который предложил решить проблему «цивилизованным путем». Для этого главврач уговаривал отдельных  участников акции пройти в актовый зал санатория Минобороны для проведения там собрания. Но большинство участников были категорически против, так как понимали, что, во-первых, все митингующие там не поместятся, а, во-вторых, таким образом акция будет сорвана.

Корреспондент «Центра»  попытался расспросить Г. Проскурина: отчего с людьми нельзя поговорить прямо здесь,  на улице, погода  ведь позволяла. На что Геннадий Проксурин просто начал уходить – с места акции и от ответа.

Скажите, что там в зале, для чего вы всех там собираете?

– Не знаю, тут собралась оппозиция, они тут свои вопросы решают…У нас вопрос сегодня статуса больницы! Поэтому я тут сегодня.

– А ваша позиция, какая ?

– Наша позиция выслушать сегодня руководство и принять какую-нибудь резолюцию или решение. Всё на собрании…

Несмотря на то, что Геннадий Проскурин (по мнению рядовых медиков) всячески пытался сорвать акцию, перед журналистами он держался молодцом. «Главная цель – это сохранить статус больницы и дальше продолжать работать», – говорил главврач, назвав акцию искусственно спровоцированной, и уверял, что на сегодняшний день больница работает в своем обычном режиме.

Выступавшие  на митинге  медработники говорили всё с точностью да наоборот.

[xvid v=alupka-13.01.12.flv]

«Сегодня люди вышли на улицу, так как по решению Ялтинского городского совета с сегодняшнего дня наша больница не работает… Теперь мы не имеем права выдавать больничные листы и справки, а также вообще вести прием и обслуживать людей», – объяснял алупкинцам смысл решения горсовета врач  Кирилл Копытчук,  подтверждая востребованость больницы статистикой. – «Сегодня больница обслуживает 22 населенных пункта на ЮБК, а в поликлинику Алупкинской больницы в прошлом  году обратилось  120 тысяч человек».

Алексей Боярчук и Виктор Толстоног

Когда уже акция протеста у стен Алупкинского городского совета была в разгаре, к людям все же вышел мэр Алупки Виктор Толстоног. Он огорошил горожан признанием, что  до вчерашнего дня ему вообще ничего известно не было о ликвидации больницы. Эти слова вызвали недоумение и смех у протестующих, и этим обстановка была  немного разряжена.

«О данной ситуации я узнал только вчера, о решении городского совета Ялты я не был извещен. Этот вопрос должен был бы согласовываться с Алупкинским городским советом. Мы считаем, что по данному вопросу должны были пройти общественные слушания»,  – пояснял людям Виктор Толстоног. Во время его выступления из толпы слышались недовольные выкрики жителей Алупки: «Куда теперь нам идти лечится?» «Зачем нам мэр, который ничего не знает!».

Приезд ялтинского мэра А.Боярчука переключил внимание алупкинцев, которым все же пришлось перейти в актовый зал.  Как и ожидалось, в зале все желающие не поместились: люди стояли битком в проходах, на выходе и даже на лестницах.  С самого начала диалог не получался – все  пытались задать свой вопрос, выкрикивая с места, причем не только по поводу Алупкинской больницы. Алексей Боярчук в свою очередь в этот день не был так улыбчив и любезен, как обычно, а довольно резко отвечал залу, грозясь и вовсе уйти.

– Как вы могли такое вообще допустить? – кричали алупкинцы.

– Так, я вообще дальше не буду разговаривать! Или вы сейчас сидите и  слушаете, что я сейчас говорю,  или тогда меня здесь нет! – кричал в ответ мэр Ялты.

Алексей Боярчук сразу дал понять присутствующей публике, что никто принятое решение менять не будет и все акции протеста бесполезны. Мэр сказал, что приехал лишь объяснить для чего и почему данное решение было принято. А. Боярчук сообщил, что данное решение является обоснованным по ряду причин. Главная –  Алупкинская больница обходится городу очень дорого, средств для ее содержания в бюджете Ялты нет.

«Ялта имеет статус района, а в районе у нас Ливадийская больница, и только в ней могут обслуживаться люди. Второе, это, безусловно, финансовые моменты. Содержание больницы обходится Ялте в восемь  миллионов гривен. Притом, что Алупка на содержание двух школ и больниц выделяет Ялте четыре  миллиона гривен. Бюджет города мы закончили с 12 процентами дефицита», – сообщил  Боярчук, отметив, что в других поселках, где население больше, нежели в Алупке, функционируют поликлиники, а не больницы.

«Во всех поселках, где население значительно больше, везде есть поликлинические отделения с дневным стационаром, как раз то что, мы хотим сделать здесь. И в конечном итоге мы увидим тут такой же положительный результат,- утверждал А. Боярчук – Алупку будет обслуживать Ливадийская больница, в принципе, как и сейчас она обслуживает территорию от Гурзуфа до Фороса».

Алексей Боярчук также сообщил, что освободившиеся корпуса больницы будут переданы на баланс Алупкинского горсовета: «Чтобы эти вопросы избежать, мы готовы еще до того, как эти вопросы появятся,  передать Алупке освободившиеся корпуса просто бесплатно, с городского совета на Алупку. Земля и сейчас является алупкинской. Это чтобы избежать разговоров, что мы хотим чего-то там продать. Распоряжайтесь сами».

После реорганизации Алупкинской городской больницы в поликлинику с дневным стационаром для лечащихся  там людей ничего практически не изменится –  убеждали собравшихся городские головы, помогая друг другу наводящими вопросами.

«Я прошу прощения, Алексей Валерьевич, я хочу задать Вам вопрос: вот все эти сокращения – это управление, аппарата и тому подобное, медицинское качество ведь не ухудшится?», – спрашивал Боярчука Толстоног.

«Нет, абсолютно никак», – отвечал мэр Ялты.

«Врачи останутся те же?», – уточнял мэр Алупки.

«Да, все останутся те же», – ожидаемо отвечал Боярчук.

«А материально-техническое обеспечение, то которое было в Алупке, оно же остается?», – продолжал игру Толстоног.

«Да, все остается», – был щедр ялтинский голова.

Однако позицию  и мнение присутствующих на совещании алупкинцев эти обещания не изменили.  И действительно: если ничего не изменится – то зачем же было  город городить. А ведь изменится:  местным жителям придется ездить на прием к специалистам  в Ливадийскую городскую больницу, которая и сегодня, по словам врачей Алупки, едва справляется с наплывом больных из  Ялты и окрестных  поселков. Кроме того, нужно помнить, что в курортный сезон количество пациентов больниц прибрежных населенных пунктов возрастает в разы.  Получается, что вся Большая Ялта теперь может рассчитывать на «мощности»  только одной Ливадийской больницы. Экономия для бюджета Ялты составит три миллиона. Но лягут они на плечи  тех же налогоплательщиков – пациентов, которым придется ездить в Ливадийскую больницу, тратя деньги и время.

Так каждая сторона и ушла со своим мнением. Но акция протеста алупкинцев  свое дело сделала. В  понедельник пресс-служба Кабинета министров Украины сообщила, что премьер-министр Н.Азаров поручил  пересмотреть решение о закрытии больницы в Алупке, которое вызвало недовольство местных жителей,   и привлечь к ответственности должностных лиц, принявших такое решение.  «Глава правительства был крайне возмущен формальным, бездушным подходом чиновников при принятии такого чувствительного для людей решения. Ведь после закрытия Алупкинской больницы больным придется обращаться за медицинской помощью или посещать больных аж в Ялте, что достаточно далеко территориально», – говорится в сообщении пресс-службы Кабмина.

Со стороны крымских властей никакой реакции на акцию протеста алупкинцев пока  не поступило.

Фото автора