Банкет во дворце отменили, но осадок остался

Топ-новостью ушедшей недели стало известие о демонтаже фонтана в итальянском дворике Ливадийского дворца-музея ради проведения там «роскошной свадьбы». Директор Ливадийского дворца Лариса Декушева заверила журналистов «Центра», что  ничего страшного не происходит, идут плановые работы по реставрации отдельных участков дворца, в том числе и фонтанов. Но ни посетителей, ни журналистов на территорию не впускали: ограничили доступ в административное здание, на входе в итальянский домик выставили частную охрану, отменили все экскурсии. Кстати, информация о том, что дворец закрыт для посещений,  появилась на сайте дворца только после того, как  интерес к готовящемуся мероприятию проявили журналисты «Центра» и подключились остальные СМИ. В итоге – банкет был перенесен из дворца в один из южнобережных отелей. Имеет ли право дворец-музей зарабатывать таким образом?

 Примеров, когда дворец использовали помимо основного назначения и источника получения дохода – проведения экскурсий –  можно привести массу. Здесь снимались фильмы, самый известный из них  «Собака на сене», проходили саммиты глав государств и правительств, различные международные форумы и церемонии открытия или закрытия культурных мероприятий, например, телекинофорума, проводились и частные мероприятия. Как сообщили  газете «Сегодня» в Министерстве культуры Крыма,  дворец или часть его территории может на договорных условиях сдаваться в аренду не только под правительственные саммиты, но и под частные мероприятия. «Это есть в перечне платных услуг. Деньги идут на нужды дворца», — сообщил начальник отдела анализа деятельности музеев Михаил Карпенко.

Но при этом, хочется напомнить чиновникам минкульта,  что определяющим здесь должны быть не внутренние документы, а  требования законодательства. Так, согласно ст. 11 Закона Украины «О музеях и музейном деле», территория, отведенная под музей, подлежит функциональному зонированию на заповедную, экспозиционную, научную, хозяйственную и рекреационную. И только в последней зоне, отведенной для отдыха посетителей музея, могут  располагаться музейные магазины, буфеты, кафе, другие пункты общественного питания, и даже предусмотрены гостевые места для парковки автомобилей.  То есть,  проведение банкетов в экспозиционной зоне законом не разрешено. Последнее событие стало вообще из ряда вон выходящим, ради свадебного банкета и концерта вообще решили демонтировать фонтан, который является отдельным памятником культурного наследия. Такого в истории дворца вообще не было.  «Так и дворец демонтируют», — высказывает опасение в комментариях к новости читатель «Центра» Павел.

Лариса Декушева

И они небезосновательны. Во-первых,  директор Ливадийского дворца Лариса Декушева до последнего уверяла корреспондента «Центра», что все делается в рамках реставрационных работ, несмотря на то, что тот был на территории дворца и своими глазами видел, как в итальянский дворик заносили концертное оборудование. После выяснилось, что  фонтан таки был демонтирован, и директор, говоря о плановом ремонте, имела в виду прошлогодние согласования на реставрационные работы во дворце. В таком случае возникает вопрос о компетентности руководителя.  Напомним, Лариса Декушева была назначена директором дворца 20 марта 2012 года. Ранее она была директором отеля «Нива» и коммунального предприятия «Готель «Київ» в Донецке.

Кстати, согласно квалификационным требованиям, утвержденным совместным приказом министерства культуры и искусства Украины и министерства труда и социальной политики № 168 от 14.04.2000 года,  директор музея обязан иметь высшее образование соответствующего направления подготовки, последипломное образование в сфере управления и стаж работы в сфере культуры не менее 5 лет. Как видим, эти нормы с легкостью в Крыму игнорируются.

Во-вторых, если даже поверить директору, что все происходило на законных основаниях, то почему о демонтаже фонтана ничего не знали в республиканском комитете по охране культурного наследия. Как такое могло произойти? Ведь согласно ст. 6 Закона Украины «Об охране культурного наследия», проведение каких-либо работ на объектах культурного наследия, в том числе их демонтажа, в данном случае фонтана в итальянском дворике, без согласования с рескомом по охране культурного наследия невозможно.

В связи с этим,  мягко говоря, вызывает недоумение отсутствие официального комментария со стороны контролирующих органов: министерства культуры Крыма, в подчинении у которого находится Ливадийский дворец. Ни на сайте министерства культуры Крыма, ни в сообщениях главного управления информполитики Совмина Крыма никакой информации. А ведь  реакция была. Как  сообщал «Центр», после обнародования информации о происходящем, в Ливадийский дворец в срочном порядке выехала вице-премьер Крыма Ольга Удовина, которая курирует сферу культуры. Неужели нечего сказать встревоженной общественности? Отметим, что в последнее время вопросы в сфере культуры решаются практически в закрытом режиме: на рабочих совещаниях, доступ на которые для СМИ  ограничен.  Информация для «непридворных» СМИ, а значит и для широкой общественности, поступает дозировано, по принципу: «меньше знают, крепче спят».

Помимо явных нарушений законодательства, о чем говорилось выше, есть в этом нашумевшем событии и еще одна составляющая – курортная. Во-первых, один из самых посещаемых туробъектов Крыма внезапно закрылся на несколько дней, при этом, как уже говорилось, на сайте не было сказано ни слова. Во-вторых, рядом с  дворцом-музеем, в зданиях, ранее входивших в дворцовый комплекс, находится санаторий «Ливадия» –  единственный на Южном берегу, специализированный кардиологический санаторий, имеющий отделение реабилитации больных, перенесших острый инфаркт миокарда.

Вряд ли пошло бы на пользу клиентам санатория торжество, которое собирались провести во дворце,  и которое вряд ли завершилось бы  к  полуночи. Автору этих строк довелось выслушать воспоминания профессора Киевского национального университета имени Тараса Шевченко о его пребывании на лечении в санатории «Ливадия», когда София Ротару отмечала свой 60-летний юбилей в Ливадийском дворце. Всех предупредили и о торжестве, и о том, что будет фейерверк. В санатории отнеслись с пониманием, изменили привычный режим, в одиннадцать ждали фейерверк, чтобы после него лечь спать… Но произошло все не так, как планировалось. Нет-нет, и день рождения отметили, и фейерверк был, но не в одиннадцать, как обещали, а  после двух часов ночи. Как вскакивали с постелей и хватались за сердце, профессор помнит до сих пор. «Изменилось ли у вас в Крыму отношение к отдыхающим?», – спрашивал меня недавно профессор Александр Мелещенко. Ответа на этот вопрос, увы, пока нет. Как и нет понимания того, что  в  желании заработать в сезон, не все средства хороши. Тем более, если при этом нарушаются нормы  законодательства.

 Фото «Центра» и countries.turistua.com