Царской охоте в лесах Крыма – быть?

На прошлой неделе в районе Большой Алушты проходила акция «Лани в лесах Крыма – быть!». Приятно было наблюдать, как маленькие зверюшки выпрыгивают из кузова машины, перепуганные, жмутся друг к другу, а потом сломя голову улепетывают в лес. Наблюдая за выпуском десяти особей животного, которого прежде в Крыму не было, все же подумалось: начинают пополнять экзотической дичью леса, в которых впоследствии будут гонять на джипах и палить из ружей украинские высокопоставленные чиновники и приезжающие к ним вычурные гости из ближнего и дальнего зарубежья. И будет    президентский «Кедр» зарабатывать на отстреле животных.

Ведь именно в окрестностях Алуштинского лесхоза, где и проводилось мероприятие по выпуску ланей в природу, в декабре 2011 года около девяти тысяч гектаров охотничьих угодий было выделено общественной организации «Общество охотников и рыболовов «Кедр». (Напомним,  ОО «Кедр» зарегистрирован по одному почтовому адресу с резиденцией Виктора Януковича «Межигорье»). А перед этим, в июле,  охотхозяйство «Алуштинское» июле прошлого года якобы добровольно отказалось от 11,5 тысяч гектаров.

Так что же на самом деле представляет собой эта акция? Радоваться ли тому, что впервые в Крыму появилась лань европейская, или нужно прогнозировать иной результат  данного мероприятия: царской охоте в лесах Крыма – быть?

Лань идеальна в качестве трофея

Лань – исключительно красивое, грациозное животное. Летом она примеряет на себя яркую пятнистую окраску. Она крупнее, чем косуля, но меньше чем благородный олень. Вес варьирует от 65 до 110 килограммов у самцов и от 45 до 70 килограммов у самок. В зрелом возрасте головы самцов украшают красивые широкие аккуратной формы рога. Лань пуглива и осторожна, проворна, адаптирована как к лесу, так и к степи. В общем, это животное идеально в качестве трофея. Недаром лани издавна являются излюбленным объектом охоты. Сегодня из 22 европейских стран, где она обитает, в четырнадцати на нее охотятся. В семидесятые года и на Украине предпринимались попытки разводить этот вид, а затем выпускать его в природу. Центром формирования племенного материала был заповедник «Аскания-Нова».

«Попытки разведения лани были и в Крыму. Так, в 1973 году 31 особь выпустили в окрестностях Судака, в 1975 году там же (в урочище Карагач) выпустили еще 10 животных. Но отсутствие контроля, охраны привело к тому, что лани исчезли», – рассказал журналистам во время акции председатель Рескомлеса Игорь Кацай.

Преследуем благородные цели?

Как отмечает И.Кацай, лань исключительно охотничий вид. Однако пока поголовье животных не достигнет определенной численности (не менее тысячи особей), охота на них будет запрещена.

«Выпущенные сегодня лани не предназначены для охоты, – дополняет слова председателя Рескомлеса профессор, доктор биологических наук Валерий Лысенко. – Это материнское стадо, которое необходимо для размножения. Помимо этого, выпущенным в вольер животным всего по полгода. И если самочки смогут уже через два года приносить потомство, то половозрелости самцов придется ждать три-четыре года. Поэтому к весне предполагаем завести пять-семь взрослых самцов для того, чтобы достаточно быстро начался процесс размножения».

Кроме этого, по словам профессора, в вольерах, подобных этому, где пространство сравнительно невелико (83,4 га), легче выявлять больных и слабых, следить за развитием, размножением этих животных. Закрытые вольеры являются «сердцем» охотхозяйств, так как на закрытой территории можно проводить все мероприятия по лечению, селекции, по отбору более сильных особей. А самое главное, вольер – самое безопасное место для пока еще малочисленного стада ланей. И об этом волнуется в первую очередь директор Ялтинского зоопарка Олег Зубков, который безвозмездно передал государственному предприятию «Охотхозяйство Алуштинское» этих прекрасных животных.

Олег Зубков

«Площадь вольера позволяет воспроизводство, и я бы их оставил здесь надолго, так как браконьерство еще не побеждено. В наших лесах у них враг один – человек. Эти лани выросли в зоопарке, и поэтому очень доверчивы. И если их выпустить сейчас на волю, то они завтра или послезавтра станут жертвами браконьеров. А менталитет наших людей еще не позволяет им просто любоваться красотой природы, у нас всегда найдется тот, кто застрелит, съест, убьет ради красивого трофея. Эту генерацию нужно оставить здесь, а их детей можно будет выпускать на другие участки леса. Они уже не будут так контактны с людьми», – высказал свои пожелания Зубков.

Председатель Рескоприроды Дмитрий Татаров обещает, что преждевременного выпуска животных за пределы вольера не произойдет.

«Здесь есть все условия для быстрой адаптации животных: разнообразный ландшафт, озеро, богатая растительность. Но, несмотря на то, что лани уже через неделю-другую будут чувствовать себя здесь как дома, это не станет поводом давать им полную свободу. Чтобы выпускать животных из вольера на волю, необходимо решение Министерства природы Украины. И мы для этого готовим обоснования. Естественно, готовятся они совместно с учеными, которые работают при нашем комитете», – отметил в  беседе с автором  Д. Татаров.

В общем, по словам чиновников, все делается для того, чтобы в Крыму прижился и в дальнейшем процветал этот вид парнокопытных.

Охота – большие деньги. Кто зарабатывает?

С этой целью, по словам Игоря Кацая, уже сегодня идут переговоры с руководством заповедников Закарпатья, «Аскания-Нова», «Бирючий». «Мы хотим сюда перевезти еще порядка пятидесяти особей. Но слишком много животных на сравнительно небольшом пространстве недопустимо, могут возникнуть болезни, эпидемии. Поэтому территория будет расширяться до 234 гектаров. Со следующего года начнутся работы по расширению», – отметил Кацай.

Его слова поддерживает и профессор, говоря о том, что в мире оптимальным охотничьим хозяйством считается территория не менее 220 – 250 гектаров.

«Кроме этого, то, что мы делаем сегодня, я имею в виду создание вольеров для разведения охотничьих видов животных, – давно прошедший этап в мировой охотоведческой науке, – рассказывает Лысенко. – И саму охоту не надо воспринимать как бессмысленное уничтожение животных. Отстрел необходим, чтобы количество животных росло, как ни парадоксально это звучит. Во многих украинских охотхозяйствах промысловых зверей несметное количество, несмотря на то, что регулярно проводится охота».

Но, естественно, отметил ученый, численность животных необходимо контролировать. «Чтобы численность не падала, можно изымать не больше годового прироста, лучше 70 – 80 % особей от годового прироста. Например, было 100 ланей, стало 130. Значит можно изымать не больше 26 ланей. Если перепрыгнем эту цифру, произойдет катастрофа. Процесс изымания животных из природной среды, в том числе их отстрел, контролирует Рескомприроды, он определяет лимиты», – заметил Лысенко.

Дай Бог, чтобы все ответственные чиновники следовали этим правилам. Однако охота – это, как констатирует сам ученый, колоссальные деньги. И недаром потрачено на создание вольера 700 тысяч гривен, из которых часть, по информации заместителя председателя Совета министров АРК Георгия Псарева, присутствовавшего на акции, пришла из бюджета Государственного агентства лесных ресурсов Украины, а остальные выделяли крымские лесхозы. Так, например, по договору с Алуштинским охотхозяйством Куйбышевский лесхоз перечислил 250 тысяч гривен.

«По договору, охотхозяйство должно будет через определенное время нам вернуть эти деньги», – поведал «Центру» директор Куйбышевского лесхоза Владимир Ткач.

Естественно, все ждут скорейшей прибыли от охотничьих мероприятий. И возникает вопрос: почему выбрано именно это место, вблизи ОО «Кедр»? Ведь есть в Крыму и другие территории, тот же Судак, где ланей уже выпускали сорок лет назад, и, пожалуй, им было бы там не менее комфортно, чем на склонах Демерджи…

Заметим, по словам пресс-секретаря Рескомлеса Сергея Гвоздецкого, «Кедр» находится, всего в пятидесяти километрах в стороне от вольера «Охотничьего хозяйства Алуштинское». И когда ланей начнут выпускать в природу, они, естественно, окажутся на землях охотугодий ОО «Кедр». А там в «семейных» угодьях президента могут действовать свои правила…

Конечно, современное охотничье законодательство неплохое. Например, как рассказал Валерий Лысенко, если данные спецучетов покажут, что в охотхозяйстве на протяжении двух-трех лет численность животных уменьшается, это предприятие лишают права пользования угодьями. «Вот если бы оно только полностью выполнялось, было бы вообще здорово», – задумчиво произнес профессор.

В общем, сегодня можно только надеяться на то, что «царская охота» будет проводиться цивилизовано – согласно лимитам. И, возможно,  стоит подумать о том, что Крым может получать немалый доход  не на отстреле  изящных пятнистых созданий, а на организации туристических маршрутов по лесным тропам в местах обитания таких красивых животных как лани. Тогда каждый крымчанин и гость полуострова сможет искренне порадоваться тому, что в Крыму появилась лань европейская.