Расследование обвала объездной трассы: обустройство тоннеля велось с нарушениями. С фирмы Аржанцева хотят снять ответственность?

Життя

26fa5ba45aeb704a34e2a5079486db61-1-300x200Обустройство тоннельного перехода под участком объездной автодороги в Симферополе, где в результате провала в ДТП погибли 6 человек, шло с грубейшими нарушениями на всех этапах – при проектировании, строительстве и эксплуатации. Таковы предварительные результаты расследования правительственной комиссии, которые сегодня на заседании Совмина Крыма озвучил ее руководитель “вице-премьер РК” Дмитрий Полонский.

По его словам, в рассмотренных материалах проекта и рабочей документации не были определены конкретные требования к устройству армогрунтовой обоймы с целью создания “пакетов”, снижающих вертикальное давление насыпи на арку. Проверочные расчеты напряженно-деформированного состояния металлической гофрированной арки, выполненного  ЗАО “Гофросталь”, фактический запас по прочности элементов сооружения минимален и составляет 1,7%.

“По предварительным оценкам, при расчете тоннеля на стадии проектирования не учтены в полной мере требования нормативных документов, что оказало влияние на безопасность и надежность конструкции”, – отметил Полонский.

При этом в проектной и рабочей документации вообще отсутствовал расчет напряженно-деформированного состояния металлической гофрированной арки, расчетная схема, сбор нагрузок и результаты расчета предельных состояний, не было спецификации на элементы металлической гофрированной арки, в том числе на металлический профиль, болты, гайки и другие дополнительные элементы, а также отсутствовала раскладка металлических гофрированных листов с этапами сборки, указания по производству работ при сборке и обратной засыпке арки, требования к качеству работ и применяемым материалам.

Кроме того, нарушения допустил и исполнитель работ. “Грубые нарушения технологии производства работ, имевшие место в ходе строительства и зафиксированные фотоматериалами, возможно, привели к неравномерной загрузке арки при устройстве насыпи и возникновению напряжений, не предусмотренных расчетами”, – отметил Полонский.

По его данным, в представленной исполнителем документации не было общего журнала работ, всех специальных и лабораторных журналов работ и даже проекта производства работ. Также отсутствуют акты приемки ответственных конструкций, ведомости измерений контролируемых параметров и какие-либо документы, подтверждающие качество примененных материалов и конструкций. “Исполнительная документация представлена только в части платежно-финансовых документов, отдельных справок, протоколов и заключений”, – констатировал Полонский.

Он подчеркнул, что фотоматериалы, отображающие ход строительства, зафиксировали грубые нарушения на отдельных этапах возведения арки, причем независимый строительный контроль не осуществлялся. Визуальный осмотр места происшествия показал, что грунт в месте провала внутрь арки не переувлажнен, “отдельные болты в нижней части арочной конструкции не затянуты и свободно вращаются рукой”. “Через отверстия отсутствующих болтов в боковых стенках выявлен неплотный контакт материала засыпки и внешней стороной арки, имеются пустоты около 140 мм. В соответствии с указаниями производителя конструкции – фирмы “ВиаКон Интернэшнл АБ” материал обратной засыпки должен быть равномерно распределен и уплотнен по обеим сторонам по всей длине конструкции, – добавил вице-премьер. – Обнажение тела насыпи свидетельствуют о том, что оно выполнено  из слоев не дренирующего грунта,  предположительно из суглинка, глины, мергеля, с включениями чернозема и негабаритов каменных пород. В отдельных местах соприкосновения грунта и кромок бетонного быстротока, который расположен вдоль подошвы насыпи справа по ходу пикетажа, имеются пустоты”.

При этом, как установила комиссия, из-за разности осадок грунта насыпи в 1 см относительно фундамента конструкции продольное усилие в гофрированной конструкции увеличивается на 10 тонн, что уже приводит к исчерпанию несущей способности конструкции – фактического запаса прочности в 1,7% явно недостаточно.

Полонский отметил, проверки эксплуатации дороги выявила продольные и поперечные трещины на асфальтобетонном покрытии с раскрытием трещин от 1 до 3 см, обработанные битумом. По его словам, системные мероприятия по сохранности сооружения не проводились.

Вице-премьер добавил, что выводы комиссии предварительны, и для исключения других возможных версий разрушения необходимо провести разборку насыпи земляного полотна над аркой для проверки соответствия физико-механических свойств и степени уплотнения материала засыпки конструкции. “Окончательные выводы о причинах разрушения можно будет сформировать после проведения вышеперечисленных мероприятий”, – заключил Полонский.

Напомним, 28 сентября в 03.30 ночи на объездной автодороге г.Симферополь-п.Николаевка обвалилось дорожное полотно — автомобиль ВАЗ с людьми провалился в образовавшуюся яму. Шесть человек, в том числе двое детей, погибли. 

Трасса, на которой произошло это ДТП – на протяжении семи последних была один из самых дорогих и одновременно – долгоиграющих строительных объектов в автономии. По подсчетам издания «Наші гроші», на строительство объездной трассы в общей сложности было выделено 1 миллиард  154 миллиона 400 тысяч бюджетных гривен. Наибольшую сумму подрядов получило ЧАО «Юждорстрой»— 745 миллионов 27 тысяч гривен. Председателем правления, гендиректором и опосредованным совладельцем компании является Игорь Аржанцев, бывший депутат ВР Крыма от Партии регионов Украины и получивший мандат в Госсовет РК уже по благословению российской партии власти – Единой России.

При этом, спикер Константиновзаявил, что «Юждорстрой» отстранили от работ в Крыму.

В начале ноября стало известно, что Севастополь выделит 42 миллиона на строительство дорог фирмам депутата-“единороса” Игоря Аржанцева.