Массовое восстановление уволенных полицейских вызвано несовершенством закона о Нацполиции — эксперт

Массовое восстановление судами на работе уволенных полицейских, не прошедших аттестацию, вызвано несовершенством закона «О Национальной полиции». Это грозит остановить очистку правоохранительных органов от недобросовестных работников.

Фото: mvs.gov.ua

Фото: mvs.gov.ua

Об этом написал в своей колонке на Украинской правде эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Банчук.

Как отмечает эксперт, скрытая мина, которая поставила под сомнение всю реформу, была заложена в законе «О Национальной полиции». Анализ соответствующих судебных решений позволяет сделать вывод, что в административных судов нет другого выбора, чем защищать полицейских, основываясь на положениях нового закона.

Банчук напомнил, что заключительные положения опубликованного 6 августа 2015 года закона предусматривали следующую последовательность действий относительно личного состава милиции с 7 августа по 7 ноября 2015 года: 1) предупреждение всех работников милиции о предстоящем увольнении; 2) назначение на должности полицейских на основании приказов руководителей или прохождения конкурса на должности; 3) освобождение полицейских, которые не прошли конкурс или самостоятельно освободились.

Однако за это время конкурсы на должности не проводились, а подавляющее большинство работников милиции автоматически были назначены на должности полицейских. В результате предусмотренная законная возможность провести очистку рядов полиции была потеряна.

Лишь 17 ноября 2015 г. МВД приняло Инструкцию о порядке аттестации полицейских, который сейчас является основной для переаттестации милиционеров. Эта инструкция формально основывается на положениях ст.57 Закона о порядке аттестации полицейских. Однако это является нарушением – на чем и основывают свои решения административные суды. – поскольку все лица, которые проходили и проходят переаттестацию, были автоматически приняты до 7 ноября 2015 г. на службу в полицию на основании приказов руководства.

В то же время аттестация полицейских, предусмотренная ст.57 закона, не касается общей (повальной) переаттестации и может проводиться только в трех случаях: 1) при назначении на высшую должность, когда конкурс не проводится; 2) при перемещении на нижестоящую должность за служебного несоответствия; 3) при увольнении со службы за служебного несоответствия.

При отсутствии хотя бы одного из элементов этой процедуры, проведение аттестации в рамках закона невозможно.

В результате административные суды массово устанавливают отсутствие законных оснований для проведения переаттестации полицейских, таким образом защищая права полицейских, которые не проходят эту процедуру и подлежат освобождению из рядов полиции. Наличие соответствующей инструкции также не спасает ситуации, потому что суды обоснованно считают ее такой, что не соответствует закону.

«Описанная ситуация является классической в том смысле, что отражает борьбу между «целесообразностью» и «законностью». Целесообразно/необходимо/желательно проводить переаттестацию личного состава полиции? – Конечно, да! Законно/правомерно сейчас проходит переаттестация в полиции? – Конечно, нет. Что и подтверждают суды», – подчеркнул Банчук.

По его мнению, ситуация не безнадежна и может быть исправлена. Для этого нужно лишь внести точечные изменения в переходные положения закона, которыми нынешняя процедура переаттестации будет введена в правовые рамки.