Из-за санкций количество заходов судов в порты аннексированного Крыма сократилось – Клименко

Андрей Клименко

Количество заходов в порты оккупированного Россией Крыма иностранных судов после введения международных санкций за аннексию полуострова последовательно снижается. Эксперты Фонда Майдан иностранных дел прогнозируют, что вскоре в Крым будут заходить судна только под российским флагом или принадлежащие российским компаниям. 

К такому выводу пришли эксперты фонда “Майдан иностранных дел”, которые с начала оккупации вели мониторинг морских торговых судов, которые в нарушение украинского законодательства и международных санкций заходили в порты Крымского полуострова. О главных итогах мониторинга в эфире программы Вопрос национальной безопасности (медиапроект Центра журналистских расследований) рассказал эксперт “Майдана иностранных дел”, главный редактор портала BlackSeaNews Андрей Клименко. 

“Есть главная тенденция: если в 2014 году из морских судов-нарушителей режима оккупированной территории, который ввела Украина и который после был подтвержден санкциями цивилизованных стран, российских судов-нарушителей было 45% от общего числа, то за 8 месяцев 2016 года их доля возросла до 71%. То есть, суда приличных стран под приличными флагами и с приличными собственниками заходы в Крым прекратили”, – сказал Климеко.

Однако, по его словам, на сегодня в Крыму наблюдаются около 10 турецких судов под флагами других стран.

“Турецкие суда, чтобы не позорить флаг Турции, во-первых, перерегистрировали своих собственников на оффшорных островах, выбирая те страны, которые не голосовали за Резолюцию Генассамблеи ООН 27 марта 2014 года. Во-вторых, меняют флаги. Сейчас мы наблюдаем, что они все пошли под флаг Монголии. У нас появилась новая морская держава – Монголия. Мы, конечно, понимая это, будем предпринимать соответствующие действия”, – сказал Клименко.

Экономический эксперт также добавил, что наибольшее количество заходов иностранных судов зафиксировано в порты Керчи  – 41%. 34,2% заходили в порты Севастополя. 17% – Феодосии, 26% – Ялты и 1% – Евпатории. 

“Если в 2014 году так-сяк работали все порты, то на сегодняшний день работает в основном Керченский порт. В Евпаторийский порт за последние 8-10 месяцев заходов вообще нет. Ялтинский порт никогда не был грузовым. Это смешное количество заходов. Более того, Феодосийского порта тоже нет. Нефтебаза попала под санкции. Сейчас Феодосийский порт только вывозит металлолом на экспорт”, – рассказал Клименко. 

В то же время, по словам эксперта, грузооборот портов Севастополя и Керчи отличается в десятки раз. При этом основная масса грузов в порты Керчи приходит паромами. 

“Паромов было 31, сейчас работают 21. Все они принадлежат России, работают под русским флагом. Но из них 11 паромов – те, которые страна ЕС и НАТО Греция отдала, чтобы они туда ходили. Они ходили полгода-год под греческим флагом. Но санкции привели к тому, что греческие судовладельцы, дабы не попадать под санкции и не позорить честное имя, потребовали, чтобы русские их купили. Конечно, Россия была вынуждена потратить сотни миллионов долларов, чтобы приобрести паромы, поменять флаг, поставить свои экипажи и возить все – и пассажиров, и грузы, в том числе военные грузы. Два парома большой вместимости приобрело министерство обороны РФ, точнее его специализированное предприятие Рособоронлогистика”, – рассказал Андрей Клименко.