Росморпорт скрытно купил старый израильский лайнер для круизов в Крым – расследование

Лайнер ROYAL IRIS в Одессе 23 июня 2009 г. Фото: Владимир Трофимов

Росморпорт купил у израильской компании старый пассажирский лайнер, который планируется с 1 мая 2017 года поставить на круизный маршрут из Сочи в Стамбул с заходом закрытые Украиной порты оккупированного Крыма. Информация о сделке тщательно скрывается Россией во избежание применения санкций к продавцу.

Как передает Центр журналистских расследований, об этом свидетельствует расследование, проведенное Мониторинговой группой фонда «Майдан иностранных дел» и портала BSNews, которое было начато после того, как в ноябре 2016 года президент РФ Владимир Путин дал поручение возобновить круизы по Черному морю. 

21 декабря 2016 года замминистра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский на Морской коллегии в Севастополе заявил о том, что Росморпорт выполнит поручение президента РФ относительно регулярного морского сообщения между Сочи и Крымом в курортный сезон 2017 года.

Олерский также сообщил, что минтрансу РФ еще в 2016 году удалось получить согласие турецких властей на заход круизного судна в Стамбул, несмотря на санкции Евросоюза, ограничивающие заход судов в крымские порты.

27 февраля 2017 года врио губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников в рамках Российского инвестфорума «Сочи-2017» сказал, что круизный лайнер по маршруту Сочи – Ялта – Севастополь-Стамбул начнет выполнять рейсы с 1 мая 2017 года.

Название приобретенного лайнера при этом не озвучивалось, хотя расследователи установили, что сделка уже состоялась.

«Это пассажирский лайнер ROYAL IRIS, ныне отображающийся в системах АИС под названием ROY STAR. Режим секретности, по-видимому, сохраняется в интересах продавца, не желающего огласки из-за санкций в отношении РФ в связи с аннексией Крыма. Скорее всего, «секретность» будет существовать до регистрации судна под флагом РФ», – пишет издание.

Лайнер ROYAL IRIS в Одессе 23 июня 2009 г. Фото: Владимир Трофимов

Судно куплено федеральным унитарным предприятием (ФГУП) «Росморпорт» у израильской компании Mano Maritime Ltd. Цена сделки, включая стоимость реновации судна – 12,7 млн. долл. США. Росморпорт уже объявил о вакансии капитана круизного судна.

Специально для эксплуатации лайнера было создано ООО «Черноморские круизы». По данным Единого госреестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) РФ, единственным учредителем фирмы с уставным капиталом 10 тыс. руб. является ФГУП «Росморпорт». Она зарегистрирована в Сочи 29 января 2017 года. Генеральным директором ООО «Черноморские круизы» указан Берков Евгений Анатольевич.

Лайнер ROYAL IRIS с ноября 2014 находится на отстое в греческом порту Халкис,
карта на основе shippingexplorer.net

В настоящее время судно ROYAL IRIS / ROY STAR находится в греческом порту Халкис (Халкида). Лайнер прибыл туда для отстоя 6 ноября 2014 года. До этого эксплуатировался на круизных линиях между израильским портом Хайфа и портами Кипра, островов Крит и Родос.

ROYAL IRIS / ROY STAR на отстое в греческом порту Халкис (Халкида), август 2016 г

Лайнер ROYAL IRIS / ROY STAR – это бывший автомобильный паром, построенный в 1971 году на верфи Dubigeon Normandie в Нанте. В 1975 году он был переоборудован в круизное судно.

ROYAL IRIS / ROY STAR:
Flag: Panama. IMO: 7032997. MMSI: 354952000. Callsign: 3EPR5.
Gross Tonnage: 9159. Deadweight: 2085 t.
Length Overall x Breadth Extreme: 142.12m × 22.64m
Year Built: 1971
Former name(s): Eloise (Until 2004 Dec), The Azur (Until 2004 Jun), Azur (Until 1987 Jan), Eagle (Until 1975 Jan)
Судовладелец (Registered owner):
GOLDEN CRUISES LTD Care of Mano Maritime Ltd , Halonot Ha-City, PO Box 1400, 2, Pal-Yam Avenue, 33031 Haifa, Israel.
Оператор (Ship manager):
MANO MARITIME LTD Halonot Ha-City, PO Box 1400, 2, Pal-Yam Avenue, 33031 Haifa, Israel. since 23/07/2004