Начато расследование нереализованной Генштабом ВСУ операции для недопущения оккупации Крыма

Окупація Кориму, російські військові без розпізнавальних знаків у м. Балаклава під Севастополем, лютий 2014 року. Фото: Reuters

Главная военная прокуратура начала расследование обстоятельств операции, которая планировалась, но не была реализована Генштабом ВС Украины для противодействия оккупации Крыма в 2014 году. Расследование проводится в рамках общего дела о захвате Россией Крымского полуострова.

Это следует из решения судьи Печерского райсуда Бортницкой от 13 апреля, которым военной прокуратуре предоставлен доступ к определенным документам Генерального штаба, передает Центр журналистских расследований со ссылкой на “Украинскую правду”.

“Досудебным расследования установлено, что 12.04.2017 (интервью вышло 10 апреля – ред.) в СМИ интервью должностных лиц Генштаба, в котором содержится информация о фактах составления и попытки использования в 2014 году замысла, согласно условиям которого осуществлялись действия направленные на использование военной авиации и, как следствие проведения десантной операции на территории АР Крым для деоккупации последней от Вооруженных Сил Российской Федерации”, – говорится в решении суда, в котором приводится обоснование прокуроров.

“Наряду с этим, в указанном интервью сказано, что замысел не реализован в связи с препятствиями, искусственно созданными отдельными должностными лицами Министерства обороны Украины”, – говорится в постановлении суда в части, где прокуроры мотивируют свою просьбу.

По мнению прокуроров, в указанных документах могут содержаться сведения, подлежащие доказыванию в уголовном производстве, в связи с чем возникла необходимость получить доступ к документам, которые находятся в Генштабе ВСУ за период с 24.02.2014 по 10.03.2014.

Речь идет о решениях начальника Генштаба ВСУ и Министра обороны, распоряжениях, планах операций и учений, приказах, замыслах, боевых распоряжениях, директивах, по их проведению и реализации, а также отмене, переписке между СНБО, Генштабом, Минобороны, Администрацией президента, Кабинетом Министров, министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, правоохранительными органами и другими военными формированиями в отношении осуществления деоккупации АР Крым.

Указанные документы имеют гриф ограничения доступа.

В судебном заседании следователь Роман Заяц ссылался на достаточность оснований считать, что в указанных документах содержатся сведения, имеющие существенное значение для установления всех обстоятельств в уголовном производстве.

Судья удовлетворил ходатайство. И позволил выемку документов, в том числе материальных и магнитных носителей секретной информации, а именно к решениям начальника Генштаба ВСУ и Министра обороны и упомянутых в ходатайстве прокурора учреждений.

Срок действия постановления длится месяц.

10 апреля начальник Генштаба Виктор Муженко рассказал “Украинской правде” о планировании операции, которая могла бы не допустить, или усложнить захват российскими военными степной части Крыма и проведения псевдореферендума на полуострове.

По его словам, тогдашний начальник Генштаба Михаил Куцин подписал соответствующие распоряжения. Однако после посещения заседания СНБО во главе с Александром Турчиновым, они отказались от проведения операции.

“Эти распоряжения, подписанные рукой начальника Генштаба генерала Михаила Куцина до сих пор есть – они хранятся в этой папке с соответствующим грифом “секретно””, – заявлял Муженко.