Bellingcat опубликовал доказательства российского происхождения «Бука», сбившего MH-17

Фото: bellingcat.com

Международная группа расследователей Bellingcat нашла новые доказательства российской принадлежности зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Бук», из которого был сбит малазийский Boeing рейса MH-17 в небе над Донбассом 17 июля 2014 года, а также установила личности водителей, транспортировавших установку до границы с Украиной.

Об этом говорится в докладах Bellingcat, опубликованных в понедельник, 5 июня, на сайте организации, сообщает Центр журналистских расследований.

«Команде Bellingcat удалось обнаружить недостающее звено – фотографию, на которой видны маркировки негабаритного груза на «Буке 332», снятую до его транспортировки в колонне в июне 2014 года. На фотографии, снятой российским механиком, вероятно, весной 2013 года, виден «Бук 332» с теми же белыми транспортными маркировками, что были видны на нем в Украине незадолго до и вскоре после сбития MH17. Эта фотография «Бука 332», на которой полностью виден бортовой номер, а также маркировки негабаритного груза, – последняя по времени съемки из обнаруженных нами, снятых до его транспортировки в колонне в июне 2014 года, когда вторая цифра бортового номера была уже закрашена», – говорится в первом докладе.

Как указывают расследователи, этот снимок сделан в 2013 году, однако попал в сеть только в феврале 2015 года. На этом фото изображен мужчина на фоне ЗРК Бук 332, сзади – розовый контейнер для перевозки ракеты 3М8 ЗРК «Круг». Белые цифры, маркировки центра масс и негабаритного груза на этой фотографии находятся в тех же местах, что и на фотографиях и видео с «Буком 332», снятых в России в июне 2014 года и в Украине в июле 2014 года.

Фото: bellingcat.com

Эта установка Бук была идентифицирована как «Бук 332» 53-й зенитно-ракетной бригады (воинская часть 32406) благодаря вышеперечисленным общим чертам.

Как говорится в докладе, фотография с механиком была сделана на транспортном дворе 53-й бригады. Это подтверждает другой снимок, опубликованный неизвестным курсантом в августе 2014 года, который проходил сборы в Курске по направлению одного из московских вузов.

Фото: bellingcat.com

На этом снимке изображен тот же розовый ракетный контейнер и «Бук 332». Геотеги подтверждают, что фото сделано во дворе 53-й бригады в поселке Маршала Жукова, недалеко от Курска.

Во втором докладе «MH17 – водители грузовиков в российских колоннах с Буками в июне и июле 2014 года» группой Bellingcat опубликованы новые данные 7 российских солдат, перевозивших «Буки» к границе с Украиной.

Участие в транспортировке ЗРК «Бук» к российско-украинской границе в конце июня и середине июля 2014 года принимала 69-я отдельная бригада материально-технического обеспечения и (в/ч 11385) и 147 автомобильный батальон материального обеспечения.

Ранее было установлено, что один из водителей, Дмитрий З., 24 июня 2014 г опубликовал фотографию своего грузовика и установки «Бук» под номером 232 53-й зенитно-ракетной бригады. На других фотографиях, которые он опубликовал, видны другие предполагаемые водители грузовиков, перемещавшихся в колонне с «Буками» 23-25 июня 2014 года.

Фото: bellingcat.com

«Один из них, вероятно, перевез «Бук 332» из поселка Маршала Жукова в район Миллерово», – говорится в докладе.

Номер грузовика, перевозившего «Бук 332» – 4267 AH 50, а номер его трала – XP 4679 50. Также указаны водители, которые могли иметь отношение к перевозке «Бука 332» из Миллерово на российско-украинскую границу. Команда Bellingcat обнаружила, что в Миллерово примерно в середине июля 2014 года находились грузовики уже упоминавшейся воинской части (в/ч) 11385 и еще одна группа водителей. В сентябре 2014 года в Миллерово находилось несколько грузовиков в/ч 11385, вновь в сопровождении другой группы водителей, хотя некоторые из них присутствовали и в предыдущих группах водителей.

Фото: bellingcat.com

«Военный водитель Дмитрий З. перевозил пуско-заряжающую установку «Бук» под номером 332 в колонне 23-25 июня 2014 года. Шесть других военных водителей, запечатленных на фотографиях Дмитрия З., чьи личности удалось установить, также определенно участвовали в транспортировке Буков в колонне 23-25 июня 2014 года», – сообщает Bellingcat.

Расследователи указывают, что пока нельзя однозначно установить, кто был водителем грузовика под номером 4267 АН 50, перевозившего «Бук 332» в колонне в конце июня 2014 года. Также невозможно сделать вывод о том, какой именно грузовик перевез «Бук 332» на российско-украинскую границу, по всей вероятности, в ночь с 16 на 17 июля 2014 года, или кто из водителей им управлял.

Фото: bellingcat.com

«Практически все военные водители, принимавшие участие в транспортировке «Буков» в колонне, замеченной в июне 2014 года, официально закончили военную службу в конце июня или в начале июля 2014 года, хотя по страницам некоторых водителей в социальных сетях не ясно, вернулись ли они домой после окончания срочной службы», – отмечает Bellingcat.

Доклад с настоящими именами российских военных, которые участвовали в перевозке, направлен международной Объединенной следственной группе (JIT), расследующей катастрофу рейса MH17 в небе над Донбассом 17 июля 2014 года.

Как сообщалось, 17 июля 2014 года в Донецкой области рядом с поселком Шахтерск в зоне боевых действий был сбит Боинг-777 «Малайзийских авиалииний», следовавшего рейсом MH17 «Амстерлам-Куала-Лумпур». Все 298 человек, которые находились на борту самолета, погибли.

28 сентября Объединенная следственная группа (JIT) по расследованию катастрофы рейса MH17, сбитого над Донбассом в 2014 году, заявила, что ракета комплекса ЗРК Бук, попавшая в самолет, была привезена из России и выпущена с территории, подконтрольной террористам. Бук совершил выстрел ракетой российского производства, после чего вернулся на территорию РФ, говорится в выводах следствия.