Крымчане начали разочаровываться в новых героях, – юрист

Голос Крыма

10730201_736394166426643_3924261967331929047_nК концу года крымчане постепенно влились в новое русло правовых реалий. Многие успели получить новые документы, переоформить бизнес, собственность. Кто-то этой собственности неожиданно лишился. Есть здесь то, с чем мириться никто не желает, даже делая скидку на переходный период. Это так называемое «народное ополчение» — «самооборона Аксенова». В один голос это образование называют группировкой и бандформированием для передела собственности на полуострове и юристы, и правозащитники, и обычные граждане. Об этом и о положении общественных организаций, общественном мнении и настроениях в Крыму «Громадському радио» рассказала юрист, общественный деятель Виолетта Синеглазова

Ощущение, что с самообороной уже не могут справиться даже ее создатели – крымская власть. Ее неспособность приструнить  самооборону, заставляет крымчан разочаровываться в руководстве  республики.

Как изменилась жизнь в Крыму за 8 месяцев в законодательном поле, в работе общественных организаций?

Сейчас сложная ситуация складывается в том плане, что переход на российское законодательство он был не так сложен, определенные нормы совпадают с украинскими. Когда работаешь в области права, это особого труда не составляет. Было тяжело и изначально страшно, но сейчас работа наладилась. Сложности возникают в связи с тем, что плохо налажена работа органов  гос.власти, регистрации. Сами специалисты, которые там работают, они до конца не знают, какие нормы как регулируются, как переводить предприятия из одной формы собственности в другую, каким образом переводить на балансы имущество предприятий. В этом есть проблема. Работа никак не может войти в нужное русло, никак не наладится. В общем, я считаю, что продлевать переходный период в целом не стоит. Только по отдельным отраслям  — перерегистрация машин до 2017 года продлена, это хорошо. Ситуации с крупными предприятиями, которым нужно получать лицензии, им надо продлить. Но продление его в целом будет вести к дальнейшему переделу бизнеса. Бизнес не защищен, развития не будет никакого, деньги зарабатываться не будут, а будет все из бюджета как тянулось при Украине, сами деньги не зарабатываем. Чем это отличается от того, когда мы были дотированной территорией Украины, я не понимаю. Теперь мы точно также дотированная территория России.

Еще один негативный момент – «самооборона». Это, так сказать, «народное ополчение» заходит на предприятия под видом глобальной «национализации». Может и правильно было государственные предприятия в этот момент национализировать, чтобы помочь им пережить переходный период, получить лицензии, выделить деньги из бюджета на развития. Но национализация коснулась уже и простых людей, частного бизнеса, это уже не национализация, а беспредел.

От них  можно ожидать чего угодно, ходят по городу с автоматами без разрешения на ношение оружия. Это неправильно и не предусмотрено законом о «Народном ополчении». Если мы живем в правовом поле, если говорили, что Крыму было плохо в Украине, а в России хорошо, то нужно уже начинать соблюдать законы. Если хотели жить в правовом поле, то нужно жить в правовом поле, а не заниматься беспределом. То есть мы перешли в другую страну, живем по новым законам, а мозги и правила остались все те же. То что они творят – это беспредел, чистый передел бизнеса. Придет тот день, когда эта гоп-компания, под названием народное ополчение, будет привлечена к уголовной ответственности за свои незаконные действия

Нет ли ощущения, что в Крыму уже не могут справиться и приструнить это созданное образование

Я с мая  воюю в этим институтом. В Севастополе тоже было создано народное ополчение, но когда закончились все события, то оно было распущено. В Крыму и в Симферополе в частности получается, что это легализованная группировка, которая еще и финансируется за счет бюджета. У меня идет активная переписка с Москвой по поводу этого ополчения. Я написала Путину жалобу на них еще в мае месяце, пришел ответ, что мое обращение рассмотрено. Главе республики рекомендовано привести в соответствие данный закон «О народном ополчении», проанализированной МВД РФ. 12 ноября была сессия и они (депутаты) внесли изменения, теперь самооборона перестала быть казенным предприятием, этих товарищей сделали дружинниками, которые должны патрулировать улицы, а не дублировать функции правоохранительных органов. Насколько мне известно, глава Госсовета Константинов отозвал законопроект об амнистии народного ополчения на этой же сессии. Заочно амнистировать без решения суда, это вообще глупость, такого быть не может. А если они (депутаты Госсвоета) подают такой законопроект, то сами подтверждают, что народное ополчение совершает  незаконные действия. Активно общаюсь с временной комиссией по правам человека, созданной по Крыму при президенте и уполномоченном по правам человека РФ и мою точку зрения разделяют. Не все рады присутствию народного ополчения. Я не буду останавливаться на этом и добьюсь того, чтобы ополчение было распущено, поскольку они здесь не нужны.

 Сколько времени может понадобиться для роспуска  этого образования и куда денутся все эти люди, которые уже почувствовали, что такое власть и полномочия и безнаказанность?

Обидно и неприятно за наши правоохранительные органы в Крыму, потому что их уровняли непонятно с кем. Они приходят на предприятия, захватывают их, вызываешь туда полицию, а полиция приезжает и даже не принимает заявление. Получается верховенство закона и права лежит непонятно на ком. Они носят оружие, что не прописано в их законе, и еще момент – кто их проверял на психическую вменяемость, можно ли им вообще давать оружие в руки и ходить в общественных местах с автоматами. Понабирали непонятно кого, потому что так надо было. Руками этих товарищей, которые не понимают, что делают, отбирается, отжимается бизнес. Но придет тот день, когда за все придется ответить.

Увеличилось ли количество судебных разбирательств, связанных с переходом на российское законодательство. Какие наиболее частые случаи встречаются?

Пошли процесс по «Приватбанку». Фондом защиты вкладчиков в базы не вводились данные по закрытым кредитам в «Приватбанке». У людей были выплачены кредиты по машинам и квартирам, но федеральная служба судебных приставов накладывает на это имущество арест. Накладывают ограничения с учетом непогашенных кредитов. Фонду защиты вкладчиков надо ж деньги откуда-то получать. Вот это и происходит. Люди обращаются в Хозяйственный суд, обжалуют это все. Есть постановления, есть выигранные процессы. Работа судов налаживается, они работают нормально, в этим проблем нет.

Есть ситуации по алиментам. Если решения судов по взысканию алиментов были украинские, то в Крыму они не исполнялись. Например, суд был в Херсоне, а алиментщик проживает в Крыму, в таком случае отказывали во взыскании алиментов. Но теперь это тоже все решается, даже на уровне жалоб. Я были приятно удивлена системой электронных жалоб и обращений во все структуры. Если ты пишешь в федеральные органы, то ответы приходят, разбираются в ситуации, отменяют решения, постановления, спускают сюда, что нужно сделать. Эта система работает как часы. В Украине, к сожалению, она не работала. Это и для людей и для практики хорошо. Есть реакцию, люди работают, видно хорошо налаженную систему

Как сейчас работают общественные организации. Есть ли возможность у общественников в новом правовом поле вести такую же деятельность как 6-8 месяцев назад?

Деятельность в затишье. Что касается общественных организаций и общественного мнения тут идет чисто человеческий фактор. Многие люди напуганы, люди бояться, многие еще не определились, чем им заниматься. Кроме того, все общественные организации необходимо перерегистрировать. Это не должно составить большого труда. Здесь играет роль человеческий фактор, наличие этого народного ополчения, не понятно для чего созданное. С учетом этого негативного фактора люди более сдержаны.

Ведется ли статистика пострадавших предпринимателей их предприятий, которые таким образом были национализированы?

Много крупных заводов в Керчи, Феодосии, Симферополе, Крымавтотранс, Крымхлеб, предприятия Трансбуд – там самооборона строительную технику на 5 миллионов долларов охраняет. Какое отношение они имеют к частной собственности? К хорошему это не приведет. Настроение уже и у бизнеса и у людей, все на пределе. Некоторых очень сильно прессует ополчение, люди просто отдают, отказываются, они боятся воевать, отстаивать свою позицию. У всех семи, дети и люди просто бояться за свою жизнь. Неизвестно, какая задача поставлена и что кому в голову придет

Кто заинтересован в подобном переделе собственности, если народная самооборона подчиняется главе республики?

Вы сами на свой вопрос и ответили. Глава республики (Сергей Аксенов) сам руководит этим ополчением. По крайней мере, он не торопиться подписывать изменения, внесенные  в закон «О народном ополчении». Здесь это выгодно всем, кто хочет взять то, что не успел взять. Именно поэтому переходный период категорически продлевать нельзя, потому что этот беспредел не закончиться никогда, не будет никакого развития. Может прийти такой момент, когда народное ополчение начнет заходить в квартиры, которые им понравились  и выгонять людей, начнется национализация частной собственности, движимого и недвижимого имущества. На ополчение возложили функции по сносу самовольных строений, додуматься надо было. Должно быть решение суда о том, что это самовольное строение, должна быть федеральная служба судебных приставов, которая будет исполнять это решение, но никак не ополчение

Если подвести итог этих 8 месяцев для Крыма: стало лучше, хуже, как стало?

Для пенсионеров стало лучше, у них больше пенсии, для учителей тоже – нет сокращений массовых. Люди, вышедшие на пенсию, могут продолжать работать. Это положительные моменты. Четко выстроена система обращений и жалоб, все работает. Чиновники выполняют свои функции не нужно ждать месяцами, выбивать ответы, приходят грамотные ответы и решения. Плохо, что есть легализованная группировка – народное ополчение, что может привести к тому, что в Крыму будет социальный взрыв. Негативная масса накапливается очень сильно. Люди перестанут это терпеть, и когда-нибудь может произойти взрыв  этого допускать нельзя. Мы боролись за мир и стабильность в Крыму, так пусть они тут и будут. То что делает ополчение ни в какие правовые рамки не лезет.

Какие у Крыма перспективы на ближайшие месяцы – к годовщине так называемого референдума?

Если не будет грамотного руководства и не будет грамотных экономических  решений, в организации управления  местных органов власти, я не уверена, что будут положительные перспективы. Мы столкнемся с массой проблем. Управление должно быть грамотным.

Можно ли говорить, что сторонники присоединения Крыма к России начинают разочаровываться во всех этих процессах?

Люди начинают разочаровываться в героях, которые это делали, но не в самом моменте, что Крым отошел России. Негативная масса действий, которое идет от руководства вызывает у людей недовольство и они начинают разочаровываться. И для того, чтобы люди окончательно не разочаровались в руководстве республики Крым, ему нужно принимать конкретные меры по этому поводу.

Сколько у них есть на это времени, каков лимит терпения крымчан?

У меня он закончился уже давно. Заниматься популизмом и сажать в тюрьму врачей, устраивать зачистки по больницам , разваливать здравоохранение. Это тоже неэффективное руководство. Негативные настроения начали нарастать в связи с последними событиями (действия самообороны — ред.).

Когда может случиться пик? 

Думаю, месяца 2-4  и этот пик может прийти. Но многие забывают, что тут все контролируется, многие тут заигрались и придет тот момент, когда будут приняты жесткие кадровые меры уже не на местах, а будут приняты Москвой, чтобы навести порядок здесь. Не для того проводили референдум, не для того РФ попадает под санкции, чтобы дать разорвать, разодрать, растянуть по кусочкам и не развивать Крым.  А все к этому и идет. Думаю, терпение у руководства в Москве тоже скоро закончится и будут приняты мудрые кадровые решения