Ассоциация с ЕС открывает дополнительные возможности для бизнеса украинским компаниям. Однако история с металлургическим комбинатом в Лиепае (Латвия) показывает, что им не просто жить по европейским правилам. К такому выводу приходишь в истории севастопольской компании КВВ групп.
Осенью 2014 между администратором латвийского металлургического завода в Лиепае и компанией КВВ Групп из Севастополя был заключен договор о продаже металлургического завода. В марте 2015 состоялось торжественное открытие «KVV Liepājas metalurgs». Но уже в конце года завод снова закрылся. Это заставило латышей снова задаться вопросом: что это за «КВВ Групп»?
Металлолом плюс воздух
Размотаем и мы историю вспять. Севастопольское частное предприятие со сложным названием «КВВМПУ» начало заниматься скупкой и перепродажей лома черных металлов еще в 2001 году. Директором компании был Валерий Кришталь.
Его заместителем был Евгений Казьмин. Несмотря на то, что обороты компании из года в год росли, в публичной плоскости она не фигурировала. И даже тот факт, что с весны 2009 года ЧП начало «экспансию на материк», не изменил это положение. Однако в 2010 году один из учредителей фирмы – Е. Казьмин стал депутатом Севастопольского городского совета от Партии Регионов. И тот факт, что место депутата практически всегда оставалось пустым, заставляло СМИ заполучить компанию в свой объектив.
Как оказалось, не только СМИ интересовались Е. Казьминым, но и правоохранительные органы. Большинство так называемых конфликтов вокруг компании удавалось устранить.
Но налоговые органы неоднократно выдвигали обвинение по статье 212 КК — уклонение от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.
Так, например, расследуя деятельность фиктивного предприятие ООО «Торгова Вежа», правоохранительные органы установили, что схему уклонения от налогов для этой компании придумало руководство ЧП «КВВМПУ». Сотрудники ООО «Торговая Вежа», в сговоре с директором ЧП «КВВМПУ» В. Кришталем, и другими нестановленными лицами с ноября 2009 года по сентябрь 2010 года, вследствие использования заведомо ложных официальных документов незаконно умышленно уклонились от уплаты налогов на 13 121 943,87 грн. Директора ЧП «КВВМПУ» также обвинили в том, что он помогал предпринимателям незаконно переводить безналичных средства в наличные.
Кроме ЧП «КВВМПУ» в этой схеме уклонения от налогов, как следует из судебного постановления, участвовали и компании-контрагенты: ООО «Вторстальмет», ООО «КВВ Групп», ООО «Фонд исследований и развития», ООО «Схидвторметал» и ООО «Кастодиан Юг». Директором этих компаний был В. Кришталь.
Дело шло долго и медленно, только спустя три года по решению Печерского районного суда в рамках дела об уклонении от уплаты налогов должностными лицами ЧП «КВВМПУ» в особо крупных размерах в офисе ООО «Вторстальмет» на бульваре Т. Шевченко прошли обыски.
Упоминавшихся контрагентов ЧП «КВВМПУ», следователи подозревали в создании еще 14 фиктивных субъектов предпринимательской деятельности, задействованных в схеме уклонения от налогов при поставках металлолома практически на все крупные металлургические комбинаты Украины.
В том же 2013 году ЧП, уже переименованное в «КВВ групп», всплыло в деле еще одного фиктивного предприятия — ООО «Дойтчес фляйш Украина». По версии следствия, компания вывела через ООО «Черкассытрансгаз» более 2 млн. грн., «полученных преступным путем с последующим их присвоением и легализацией средств».
К реализации этой противоправной схемы, по мнению следователей, причастно руководство «КВВ групп»: директор В. Кришталь и его заместитель, а, по сути, собственник компании Е. Казьмин. По версии следствия, они «в 2014 году организовали подобную противоправную схему по хищению денежных средств металлургических предприятий в особо крупных размерах путем заключения договоров на поставки лома черных и цветных металлов с субъектами хозяйствования, которые имеют признаки фиктивности и их дальнейшей легализации».
Обнаружили следователи след КВВ-групп и в ДП «Ровновторцветмет», которое связано в севастопольской компанией общими учредителями. Следователи выяснили, что в 2014-2015 годах «руководителями металлургических комбинатов в рамках заключенных договоров осуществлялось перечисление средств за поставленный металлолом более 20 предприятий на расчетные счета некого ООО «Посейдон-Трейд», зарегистрированное по адресу ул. Бакунина, 3 в Киеве. Согласно данных госреестра прав на недвижимое имущество, эта территория принадлежит одной из компаний «КВВ Групп».
По версии следствия, общая сумма поступлений денежных средств от операций с металлоломом через ООО «Посейдон-Трейд» в 2014 году составила 550 млн. грн. Часть из них, как установили следователи, потом перечислялась на счета ООО «Укртранс Консалтинг», зарегистрированного по адресу «КВВ Групп», и на счета реальных заготовительных предприятий за предоставление разгрузочно-погрузочных услуг. Остальная выручка от реализации металлолома на общую сумму 460,3 млн. грн. перечислялась предприятиям с признаками фиктивности за несуществующие операции по покупке указанного товара и распределялась между участниками преступной схемы.
Между собой металлисты называли это “делать деньги из воздуха”. Бывший юрист «КВВ групп» Анатолий Мазур говорит так: «Как на завод заходил металлолом? А заходил он частично металлолом, а частично – воздух».
Несмотря на аресты счетов и обыски офисов, ни в одном деле не была поставлена победная точка. Обычно, в таких случаях налоговая придерживает дело, пока компания не уплатит предъявленные ей налоговые суммы.
По статистике, половина нарушителей не попадает в суд. Например, в течение 2015 в Украине было зарегистрировано 1 665 уголовных производств по статье об уклонении от уплаты налогов. Такая тенденция сохранилась и в 2016 году. Такую статистику со ссылкой на Генпрокуратуру дает адвокатская компания КМ Партнеры
Сам Е. Казьмин на вопрос о том, есть ли в данный момент открытые уголовные производства в отношении какой-либо из его компаний, ответил, что «ломный бизнес весьма специфический и имеет свои особенности, впрочем, как и любой другой бизнес в Украине. «Говоря об особенностях, имею в виду возможности вольного толкования тех или иных бизнес-процессов, действий. И, как известно, в нашей стране, если ты утром проснулся и у тебя или твоей компании нет уголовного дела, это не твоя заслуга», – ответил Е. Казьмин.
Металлургический комбинат: возродить нельзя закрыть
Несмотря на налоговые тяжбы, «КВВ групп» в 2013 году стала не только поставщиком лома, но и вошла в управление ЧАО “Донецкий электрометаллургический завод” (ДЭМЗ). Об этом в ходе выступления на XIV съезде Украинской ассоциации вторичных металлов (УАВтормет) говорил президент этой организации Василий Гуреев, сообщал Интерфакс.
Как утверждает бывший юрист «КВВ групп» А. Мазур, Казьмин с энтузиазмом воспринял новый уровень бизнеса и когда с началом событий на Майдане российские собственники приостановили работу завода, стал подыскивать металлургический комбинат в Европе.
Летом 2014 года назначенный государством администратор металлургического предприятия в г.Лиепая сообщал, что интерес к его приобретению проявили десять инвесторов, имена которых раскрыты не были и остаются неизвестны до сих пор. Только на конечной стадии конкурса были озвучены два претендента: украинская «КВВ групп» и российская «United Group». Победителями стали украинцы, которые обязались заплатить за завод 107 миллионов евро в течение десяти лет.
В публичном пространстве информации о достижениях обоих претендентов в области металлургии почти не было, а предлагаемые суммы были схожими. Хотя должностные лица в Латвии данный факт и отрицают, но обосновать для общества выбор инвестора из России, когда на слуху была оккупация Крыма, было бы нелегко.
Консультанты и чиновники скупы на пояснения по поводу продажи завода украинской компании. «Украина является очень специфическим рынком, и без очень хороших личных контактов понять, кто есть кто, сложно», – говорит сегодня председатель правления «Prudentia» Карлис Крастиньш.
Премьер-министр Латвии в 2014 году Лаймдота Страуюма, как и К. Крастиньш, признает, что была и противоречивая информация о «КВВ групп», но сомнения разрешил положительный отзыв государственных органов безопасности Латвии.
В. Кришталь, который вместе с Л. Страюма и Е. Казьминым перерезал красную ленточку на открытии завода, на пресс-конференции обещал уже в том же году вложить в завод 30 миллионов евро. Он хвалил предприятие как современное и хорошо оборудованное. Он также утверждал, что его приобретение позволит «КВВ Групп» реализовать полный цикл деятельности.
Спустя два год он в интервью СМИ говорит, что покупка завода была крайне непродуманной идеей.
Более откровенным оказался бывший юрист КВВ групп А. Мазур: «Какой-либо экономической экспертизы проведено не было. Проработок – откуда взять лом в таких количествах, тоже не было. Завод в Латвии был немодернизированным, он был законсервирован, и чтобы эти плавилки вообще приносили доход, он должен был быть полностью загружен».
А лома-то, как оказалось, в Латвии и нет. За месяц здесь заготавливают 5-7 тысяч тонн сырья. Но и собранный металлолом латышские заготовители буквально через несколько месяцев после приватизации отправили в Турцию, не согласившись с условиями новых собственников завода. Е. Казьмин (а именно он был фактическим собственником «КВВ Лиепаяс металургс») просил правительство Латвии ограничить вывоз металлолома из страны. Министр финансов ответила, что украинцы должны осознавать, что они работают в Европейском Союзе, где такого рода поддержка для конкретного предприятия невозможна. Таким же ответ был и на просьбу снизить тариф на электричество, который делал производство нерентабельным.
Кроме того, латвийское правительство желало получить очередной платеж по договору. После выплаченных в 2014 году 20,5 млн. евро, «KVV Group» в 2015 году должна была погасить еще одну зарезервированную сумму.
Как удалось выяснить, Евгений Казьмин подал иск в Хозяйственный суд Киева от своей Солид Бизнес Лимитед (SOLIDBUSINESS LTD.) к своей же компании АК «КВВ Лиепаяс Металургс» о том, чтобы взыскать с нее 13,5 млн. евро. «Солид Бизнес Лимитед» указывает на нестабильное положение ответчика и просит суд наложить обеспечительный арест на вышеупомянутую сумму на счетах в Альфа-банке.
Альфа-банк, узнав, что его банковская гарантия арестована судом, подал апелляцию и доказал, что компании «Солид Бизнес Лимитед» в обеспечении иска следует отказать. Дело вернулось в Хозяйственный суд, который оставил заявление оффшорной компании без рассмотрения. И только в конце зимы 2016 года банковская гарантия ушла в Минфин Латвии.
К этому времени производство на «КВВ Лиепаяс Металургс» остановилось. Провал проекта «металлургический завод» и потеря нескольких десятков миллионов евро породили войну среди среди партнеров.
“Бракоразводный” процесс
В публичную плоскость она прорвалась, когда СБУ задержала Евгения Казьмина по подозрению в финансировании действий, направленных на изменение государственной границы Украины (ст.110-2 УКУ) – в оккупированном Крыму его компания строит жилье для сотрудников ФСБ и МВД России. Речь идет о так называемом «Городке Мира», который принадлежащая Е. Казьмину компания «Карбон-строй» возводит в окрестностях Симферополя.
Однако, несмотря на документальные доказательства, которые фигурировали в деле, через пять месяцев прокурор, ведущий уголовное производство, ходатайствовал об освобождении Е. Казьмина от уголовной ответственности. Основанием для этого якобы стал тот факт, что подозреваемый добровольно сообщил следствию о своей финансовой деятельности, ставшей впоследствии предметом разбирательства, еще до того, как ему инкриминировали соответствующую статью.
Когда владелец «КВВ групп» оказался на свободе, то выяснил, что лишился части бизнеса. В изложении постановления Соломенского райсуда г. Киева история выглядит так: «в июле 2016 неустановленное лицо, находясь по адресу ул. Протасов Яр, 8 кв. 20, завладело долями в уставном капитале ООО «КВВ Групп», ООО «Ферромарт» и ООО« Кастодиан 2009 “, ООО «Вторстальмет», а также долями в уставном капитале компаний «Гефест Инвестмент Лимитед» и «Граливанс Менеджмент Лимитед», которым принадлежало соответственно 93,84% и 6 ,1% в уставном капитале ООО «Вторстальмет».
В дальнейшем неустановленные лица на основании поддельных документов внесли изменения в состав участников и руководителей этих компаний и были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.
Хотя в материалах дела фигурируют «неустановленные лица», понятно, что на территорию закрытого элитного жилкомплекса, в квартиру, которая принадлежит семье Кришталя, могли попасть немногие. А проверка собственников по реестру показала, что руководителем , учредителем и конечным бенефициарным владельцем нескольких фирм стал бывший крымский депутат – севастополец Сергей Кондратевский, после серии скандалов перебравшийся в Москву.
Как бы там ни было, но разборками между акционерами “КВВ групп” теперь занимается государство. “Корпоративные права могут быть незаконно реализованы другим юридическим и физическим лицам”, — считают следователи Нацполиции. 1 августа 2016 года Соломенский райсуд Киева наложил арест на 100 процентов собственности в капитале ООО «КВВ Груп», ООО «Кастодиан 2009» и ООО «Ферромарт».
В ходе судебного заседания 9 марта 2017 суд дал разрешение на получение следователями информации от мобильных операторов, которые, по версии следствия, позволят прояснить детали и степень виновности членов организованной преступной группы. Именно так теперь называет следствие бывших партнеров по бизнесу.
Нужно отметить, что параллельно в Хозяйственном суде Киевской области с октября 2016 года слушается иск Частной компании с ограниченной ответственностью Гефест Інвестментс Лимитед о признании недействительным договора купли-продажи доли в уставном капитале ООО «КВВ Групп», решений общего собрания компании и отмене госрегистрации изменений в учредительные документы компании. После двух месяцев пустых заседаний, на которые ни один ответчик, даже госрегистратор Днепровской РГА Киева не явился, суд оставил иск без рассмотрения.
На рассмотрении Хозяйственного суда Киевской области есть еще несколько споров, в которых ответчиком выступает С. Кондратевский, но и здесь дело застопорилось по причине того, что он находится за пределами Украины и оповестить его невозможно. Через социальные сети нам удалось выйти на Кондратевского, он согласился поговорить о привалившем ему бизнесе, однако на наши звонки не ответил.
Сам же Евгений Казьмин на наш вопрос о конфликте с партнерами письменно ответил, что вышеперечисленных лиц своими партнерами не считает.
«Партнерство в бизнесе подразумевает несение солидарной ответственности по финансовым и прочим рискам. Все риски всегда лежали на мне и финансовые прежде всего. Для себя я сделал главный вывод, что доверие и общение с данными лицами и такого плана людьми вообще – большая ошибка. Для меня это жизненный урок», – написал Казьмин.
По его словам, имущество, которым пытались завладеть в результате рейдерской атаки, возвращено ему в полном объёме. При этом изменения в госреестр на момент публикации внесены не были – в учредителях фирм по-прежнему значится Кондратевский.
Теперь Е. Казьмин разбирается с еще одним партнером – правительством Латвии. В январе 2017 года им подано исковое заявление в Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС/ICSID), формируется арбитражный трибунал.
Материал подготовлен в рамках проекта поддержки трансграничных расследований N-VESTIGATE