Правозащитница рассказала о мошенниках, которые действуют под видом волонтеров на КПВВ «Станица Луганская»

Новости
КПВВ «Станица Луганская» Фото: Facebook UNHCR Ukraine

В Луганской области в буферной зоне между украинским КПВВ «Станица Луганская» и КПП так называемой «ЛНР» под видом волонтеров продолжают действовать мошенники, которые выманивают деньги у, преимущественно, пожилых людей, которые пересекают линию разграничения. При этом ни одного из них правоохранители пока не задержали, поскольку пострадавшие жалуются на произошедшее с ними в соцсетях, обращаются в правозащитные общественные организации, но не подают заявление в полицию.

Об этом сообщила Ирина Пецко, правовой аналитик Благотворительного фонда «Право на защиту», в который также обращались люди, пострадавшие от деятельности мошенников, передает портал «Донецкие новости».

Правозащитница рассказала об основных схемах обмана, которые используют мошенники.

Первая схема — «волонтеры» помогают с установкой на телефон приложения «Дій вдома», а в итоге втридорога продают SIM-карту.

Как это действует: пожилой человек направляется из «ЛНР» к украинскому КПВВ. В буферной зоне к нему подходит якобы «волонтер» и предлагает помочь установить на телефон приложение «Дій вдома». «Однако при установлении приложения могут появляться проблемы. Сама программа имеет ограниченное число попыток активировать номер телефона, и в процессе установки «волонтером» эти попытки исчерпываются. И на экране телефона появляется уведомление, что «попытки исчерпаны, попытайтесь завтра». Но не все имеют возможность попробовать завтра, т.к. человеку уже немного до КПВВ осталось. И тогда «волонтер» говорит, что случайно у него есть другая SIM-карта (естественно, в несколько раз дороже рыночной стоимости), предлагает установить программу еще раз, но уже на другой номер телефона», — пояснила Пецко.

Вторая схема — «волонтеры» убеждают стариков, что их телефоны и SIM-карты не поддерживают 4G-интернет, и что, мол, без этого приложение «Дій вдома» не установится. И тут же предлагают купить иной б/у-телефон.

Третья схема – «волонтеры» предлагают пожилым людям воспользоваться на подконтрольной Украине территории услугами определенных лабораторий, в которых быстро и дешево можно сделать ПЦР-тест на коронавирус. И что, мол, с таким тестом людям не нужно будет проходить 14-дневную самоизоляцию.

Однако сократить период самоизоляции можно, пройдя тестирование только в отдельных лабораториях, аккредитованных для этого Министерством здравоохранения Украины.

«Именно аккредитованная в МОЗ лаборатория, которая проводит ПЦР-тест, может внести результаты о человеке и о результате теста в приложение «Дій вдома». Если тест был отрицательным, то в приложении пользователя будет отображено сообщение, что самоизоляция завершена. Но до получения такого уведомления считается, что человек все еще обязан проходить самоизоляцию … Если человек пройдет тестирование в другой лаборатории, результаты не будут учтены в приложении и самоизоляция не прекратится … Сейчас на КПВВ «Станица Луганская» установлен wi-fi роутер, который раздает интернет бесплатно. К нему можно подключиться, и проверить в интернете информацию о лаборатории — включена ли она в перечень, согласованный с Минздравом», — отметила правозащитница.

Например, мобильный пункт аккредитованной лаборатории работает при КПВВ «Станица Луганская», но там тестирование стоит 1200 грн при результате через 48 часов, а ускоренный вариант (результат в течение дня) — 2500 грн. Мошенники же предлагают воспользоваться иными учреждениями за меньшую стоимость. Но они умалчивают, что эти лаборатории не аккредитованы в МОЗ под приложение «Дій вдома».

КПВВ «Станица Луганская» пункт тестирования на COVID-19 Фото: Facebook Гуманитарная миссия «Пролиска»

Информацию о мошенниках подтвердила старший офицер пресс-службы Луганского пограничного отряда Татьяна Литошко. «Действия мошенников на КПВВ «Станица Луганская» имеют место — это происходит в «серой зоне». В основном, касается установления приложения «Дій вдома» и иные. Мошенники преимущественно обманывают именно пожилых людей — как по установлению приложения, так и по тестированию на коронавирус. Потому что пожилые люди не ориентируются в программах, не пользуются интернетом, поэтому у этой категории и возникают проблемы. И мы призываем граждан, которые направляются с оккупированной территории на подконтрольную, обращаться по всем вопросам, в том числе по поводу приложения, к пограничникам. Потому что именно пограничники могут официально ответить на все вопросы, связанные с пересечением линии разграничения. Также пограничники помогут установить приложение «Дій вдома». Главное, чтобы люди не боялись обращаться», — сказала Литошко.

Пока правоохранители не задерживали таких мошенников. В полицию граждане также не обращались, было одно сообщение, но от пограничников. «В отделении полиции Станицы Луганской было зарегистрировано сообщение сотрудника Госпогранслужбы о возможных фактах мошенничества на КПВВ. В ходе проверки данная информация не нашла подтверждение. От граждан сообщений о мошенничестве не поступали», — сообщил пресс-офицер ГУ Нацполиции в Луганской области Антон Ковалев.

Напомним:

  • Правозащитники рассказали о наибольших проблемах, с которыми сталкиваются граждане при пересечении КПВВ на Донбассе. Среди них, в частности, установка мобильного приложения «Дій вдома», отсутствие доступного интернета и плохая мобильная связь на КПВВ.
  • Подробные инструкции правозащитников о том, как пользоваться мобильным приложением «Дій вдома» для контроля режима самоизоляции, которое должны устанавливать граждане на КВПП при выезде из временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях, а также из временно оккупированного Крыма читайте в материале Центра журналистских расследований.
  • Советы по установке приложения «Дій вдома» от тех людей, которые уже пересекли линию разграничения на Донбассе.
  • Правозащитники разработали инструкциию о том, куда жаловаться на ошибки в приложении «Дій вдома».