Депутаты обратились в НАБУ из-за заявлений о коррупционных схемах в СБУ Баканова и Наумова — фигуранта расследования ЦЖР

Коррупция
Іван Баканов і Андрій Наумов
Іван Баканов і Андрій Наумов

Во время пребывания Ивана Баканова в должности главы СБУ служба была превращена в инструмент системного рэкета. Баканов вместе с тогдашним генералом СБУ Андреем Наумовым, подозреваемым в передаче конфиденциальной информации России, построили в СБУ систему неформальных платежей по бизнесу и торговле санкциями СНБО. Публичные свидетельства украинского бизнесмена Сергея Ваганяна, озвученные в интервью на YouTube-канале Борислава Березы, стали основанием для обращения народных депутатов от фракции «Европейская Солидарность» в НАБУ с просьбой выяснить, будут ли возбуждены уголовные производства по обнародованным фактам.

Об этом сообщила в Facebook народная депутат Ивана Климпуш-Цинцадзе.

Находящийся за рубежом украинский бизнесмен Сергей Ваганян дал пространное интервью, в котором публично описал, как, по его словам, работала система коррупционных поборов в Службе безопасности Украины во времена руководства Ивана Баканова и Андрея Наумова — бывшего начальника Главного управления внутренней безопасности СБУ (2019–2021). В 2023 году Высший суд города Ниш в Сербии приговорил экс-начальника Главного управления внутренней безопасности СБУ, экс-генерала Андрея Наумова к одному году лишения свободы по обвинению в отмывании денег.

Ваганян заявляет, что был знаком с окружением «95-го квартала» задолго до прихода Владимира Зеленского к власти: «я знаком с ними с 95-м кварталом, еще до того, до президентства Зеленского и всей этой истории». По его словам, отношения были крайне тесными: «мы ездили вместе на отдых… друг другу помогали строить дома», а также «и финансово, и технически строил» дом одному из представителей этого круга, пишет ZN.UA.

После победы Зеленского на выборах, по словам Ваганяна, он начал активнее общаться с новой властью и силовыми органами, в том числе СБУ. Он объясняет это близкими отношениями с руководством службы: «я начал общаться больше с Андреем Наумовым и Иваном Бакановым», добавляя: «я был частью команды Баканова и Наумова». По его утверждению, «Баканова и Наумова разделить вообще невозможно».

Як стверджує С. Ваганян, на фото ексголова СБУ Іван Баканов

Как утверждает С. Ваганян, на фото экс-председатель СБУ Иван Баканов

Описывая распределение ролей в спецслужбе, Ваганян утверждает: «Службой фактически руководил Наумов», тогда как «Баканов — это был только связной посыл между Наумовым и президентом Зеленским». Он также заявляет, что в системе СБУ и других органах власти, по его словам, все еще остаются люди Наумова, которые сохраняют влияние.

Отдельный блок интервью посвящен поборам по бизнесу. Ваганян утверждает, что платил денежные средства из прибыли от экспорта зерна: «я платил им по своей прибыли… платил определенный процент, определенную благодарность». Сначала, по его словам, это были нефинансовые «вознаграждения» — «покупки мебели, автомобилей, бронированных автомобилей, каких-то дорогих украшений», однако впоследствии «эта вся история переросла в конкретный процент», по его словам, «доходила от 30, даже до 50 процентов».

В обмен, как утверждает Ваганян, ему гарантировали отсутствие проблем с контролирующими органами: «у меня все будет беспрепятственно проходить… кончая неналичием у меня всяких обысков от СБУ, прокуратуры, национальной полиции, налоговой, таможни». Он также подтверждает существование так называемого «телефонного права»: «телефонное право действительно работало», добавляя, что в тот период «все знали, что Иван Геннадиевич был лишь портретом СБУ».

Бизнесмен описывает и передачу наличных денег. По его словам, средства передавались регулярно: «это средства, которые я ему приносил еженедельно», и носили, по его определению, «добровольно-принудительный» характер. Он также утверждает, что перевозил деньги в служебном транспорте руководства СБУ: «это бронированный автомобиль руководителя Службы безопасности Украины Ивана Баканова», где были «и доллары, и гривны». Наиболее резонансно его заявление об объемах средств: «суммы средств, которые я ежемесячно завозил в Службу безопасности Украины, они были миллионами долларов. Иногда доходило и до десяти».

Еще один важный эпизод – утверждение Ваганяна об использовании санкций как инструмента конкурентной борьбы в контрабандных схемах. Он называет компанию «Премиум-пакет» (владелец Акст) ключевым механизмом и утверждает, что это был «конкретно бизнес-проект Наумова и Баканова», в рамках которого «сотни миллионов гривен ежемесячно оседали» у заинтересованных лиц. По словам Ваганяна, Александр Акст — предприниматель, которого в СМИ связывают с контрабандными схемами и контактами с должностными лицами СБУ, — предложил устранять конкурентов из-за санкций СНБО: «есть такие инструменты, как санкции СНБО». Подготовленные материалы, по его словам, отдали Наумову, после чего Служба безопасности Украины их подала на Совет национальной безопасности и обороны. Ваганян утверждает, что первые санкционные списки формировались из «всех конкурентов Акста».

Весілля Сергія Ваганяна (у центрі), праворуч від нього — Андрій Наумов, ліволруч — Олексанр Акст

Свадьба Сергея Ваганяна (в центре), справа от него — Андрей Наумов, слева — Александр Акст

Ваганян также утверждает, что впоследствии санкции были введены и против Александра Акста, однако называет их формальными. По его словам, «Акста потом догнали те же санкции», но это произошло уже после внутренней конкуренции, когда, как он считает, «определенная группа людей заплатила больше», и сами санкции не разрушили его бизнесу.

Ваганян заявляет, что сам стал объектом преследований. По его словам, против него открывали уголовные производства, а после того, как он начал фиксировать факты и собирать доказательства, произошли попытки покушений: «они хотели меня дважды ликвидировать, когда я был на территории Украины». Именно из соображений физической и юридической безопасности, по его утверждению, он находится за рубежом.

Кроме того, Ваганян заявил, что после начала полномасштабного вторжения имел видеоразговор с президентом Владимиром Зеленским при участии представителей ДБР, во время которого речь шла о возможных коррупционных действиях тогдашнего руководства СБУ. По словам Ваганяна, президент заверил, что «если Иван действительно виноват, то он за это понесет наказание», однако после этого разговора, как утверждает бизнесмен, «просто прекратили со мной общение».

Ваганян также заявил о готовности сотрудничать со следствием: «я готов полностью сотрудничать согласно действующему законодательству и с НАБУ, и с САП… предоставлять информацию, доказательства и документы».

Из приведенных заявлений следует, что Ваганян описывает со своей стороны целостную систему, в которой, по его версии, руководство СБУ обеспечивало покровительство бизнеса в обмен на масштабные наличные платежи, а санкционные механизмы использовались как инструмент устранения конкурентов в контрабандных потоках.

  • Как говорится в материале Валентины Самар, главного редактора Центра журналистских расследований, Кроты ФСБ в СБУ. Чего не хватает в деле Кулинича-Сивковича, в июле 2021 года, то есть, за год до разоблачения сети «политического офиса Клюева-Сивковича», Наумов был уволен президентом и беспрепятственно покинул страну. 7 июня 2022 года он был задержан на пограничном переходе на юге Сербии и был арестован по подозрению в отмывании денег. С собой он имел незадекларированные наличные деньги, бриллианты и интересного путника – Александра Акста, внесенного СНБО в санкционные списки контрабандистов, с которыми «боролся» Наумов под руководством Баканова.
  • Если «охотник ФСБ» – это Наумов, как утверждает ДБР в рамках дела Кулинича-Сивковича, то ему должны сообщить о подозрении в государственной измене. Это еще как-то объяснило бы засветку его лица, обычно следственные органы не обнародуют вплоть до вступления в силу обвинительного приговора.