Невостребованный жемчуг

Курорты и туризм

27 сентября — День туризма. К этому дню в Крыму традиционно проводили конкурс «Крымская жемчужина» и подводили предварительные итоги сезона. Ныне весь Крым объявлен «жемчужиной», а в минкурортов автономии не торопятся подводить итоги – сезон продолжается, и, если верить бравурным отчетам чиновников,  уже поступают дивиденды от проекта  «Крымский бархатный сезон – сезон здоровья». По словам первого замминистра курортов и туризма Александра Лиева, с 1 сентября рост турпотока в Крым составил 17,3% по сравнению с этим же периодом прошлого года. О неудачах курортного сезона в Крыму из уст Лиева никогда не было слышно, чего не скажешь о налоговиках. Те, подсчитав количество съеденного туристами хлеба, говорят о значительном снижении потока туристов, чего не скажешь об Одесской и Херсонской областях.

Чем запомнился курортный сезон-2011, и насколько удалось приблизить реальное положение дел к тому, о чем рассказывают чиновники, разбирался «Центр».

Курортный сезон-2011 был богат на яркие события. Их было столько, что начали говорить о новом виде туризма — событийном. В сообщениях СМИ о событиях, способных привлечь туристов часто присутствовало слово «впервые», даже когда речь шла о мероприятиях, ранее проводившихся в Крыму. Так, в седьмом по счету «Prime Yalta Rally» впервые  приняли участие европейские команды мирового уровня, да и статус события повысился – до IV этапа серии Intercontinental Rally Challenge. Еще одно спортивное мероприятие, привлекшее внимание мировых СМИ к Крыму, — этап  мировой серии Red Bull Cliff Diving World Series 2011, который состоялся в Ялте в первых числах сентября.

Впервые в Крыму прошел международный фестиваль и конкурс  молодых исполнителей «Крым Мьюзик Фест», в котором приняли участие звезды российской и украинской эстрады и конкурсанты из разных стран мира.

Среди иных ярких событий следует отметить Чеховский театральный фестиваль и военно-историческую реконструкцию «Альминское дело», которые продолжают развиваться и привлекают иностранных туристов. Итак, ростки событийного туризма продолжают рост, и, безусловно, принесут плоды в будущем. Даже при отсутствии особых заслуг крымских властей, и министерства курортов и туризма в частности, в организации и проведении этих мероприятий. Что не мешает чиновникам «светиться» на фоне того или другого значимого события, говоря об успехах, достижениях и перспективах.

В День туризма, который, кстати, в этом году, согласно решению Всемирной туристической организации UNWTO, отмечается как день единения культур,  в Ливадийском дворце, одном из самых известных в мире туристических объектов Крыма, проходят мероприятия, посвященные 100-летию дворца.   Ожидается приезд гостей из дальнего и ближнего зарубежья, а  организаторы обещают проведение научно-практической конференции и разнообразную культурную программу.

Если верить отчетам крымской власти, то в  этом курортном сезоне и музеи не пустовали. Возможно, этому содействовала не совсем пляжная погода и холодное море, а может и впрямь к нам поехали туристы, отдающие предпочтение культурному, а не пляжному туризму. По информации Главного управления информполитики Совета министров Крыма, в этом году  в музеях и заповедниках автономии увеличились как число посетителей, так и суммы доходов.

«В частности, в Ливадийском дворце-музее уже в мае рост доходов составил 235% к уровню прошлого года, в июне прибыль музея им. Чехова увеличилась до 209,3%, Керченского историко-культурного заповедника – 207,2%, заповедника «Калос Лимен» – 312%. На отдельных маршрутах Бахчисарайского историко-культурного заповедника количество посетителей и доходов увеличилось в 2 раза», – сообщает  Главное управление информполитики совмина. А по словам министра культуры Алены Плакиды, общий доход крымских музеев и заповедников составил около 38, 3 миллионов  гривен,  что на 26% превысило объемы аналогичного периода прошлого года.

Бесспорно, позитивным следует назвать сотрудничество Крыма с международными проектами и поступление денежных средств от международных организаций в развитие отрасли. Это программы USAID, LINK, GIZ, которые оказали большую помощь в развитии малого и среднего бизнеса в туристической отрасли, в подготовке кадров, в создании программ в сфере медицинского туризма и т.д.  В августе 2011 года началась  реализация Проекта диверсификации и поддержки туристического сектора автономии, разработанного в соответствии с реализацией Программы поддержки совместной инициативы по сотрудничеству в Крыму. В рамках программы Европейский Союз выделяет 5 миллионов евро на развитие туризма.  Соглашение о финансировании данной программы было подписано в Брюсселе 14 мая с.г. председателем Совета министров Крыма Василием Джарты и европейским комиссаром по вопросам расширения и политики соседства Штефаном Фюле.

К сожалению, в последние годы Крым позиционировался как место пляжного отдыха и проиграл в конкурентной борьбе Турции,  Египту, Хорватии и другим странам, специализирующимся на данном виде туруслуг. Что вполне закономерно. Там и климат иной, и «хозяева жизни» пляжи заборами не огораживают, и простые смертные эти пляжи штурмом не берут. Справедливости ради нужно сказать, что в нынешнем сезоне баталий за доступ к пляжам, к счастью, почти не было. Внесение изменений в законодательство, в частности, в Водный и Земельный кодексы, вступившие в силу в январе 2011 года,  явно способствовали улучшению ситуации с доступностью пляжных территорий.

В  министерстве курортов и туризма автономии наконец-то поняли, что в Крыму нужно развивать медицинский и оздоровительный туризм и реально расширить рамки курортного сезона.  Интересна инициатива министерства курортов и туризма Крыма по созданию программы «Крымский бархатный сезон – сезон здоровья», в рамках которой в различных регионах Украины, России, Беларуси и странах Прибалтики проводится  PR-акция «Дни Крыма».  Налаживание контактов с целевыми аудиториями, с потенциальными потребителями туристических услуг — это работа на перспективу, которая, безусловно, может принести плоды, но при условии, что PR будет соразмерным уровню реальных услуг, которые на сегодняшний день способны предоставить клиенту санаторно-курортные предприятия Крыма, дабы избежать разочарования.  А здесь есть чего опасаться. Из 656 санаторно-курортных предприятий к участию в проекте, по словам первого заместителя министра курортов и туризма Крыма Александра Лиева, отобраны около 50. Критерий отбора – наличие современного медицинского оборудования и  качественных услуг по проживанию. И, конечно же, уровень подготовки персонала. Остальные учреждения данному критерию не соответствуют. Согласитесь, есть, о чем задуматься.

Но министерство уже рапортует о том, что проект дает свои плоды и в Крым якобы устремляются туристы из регионов, где они побывали с визитами. По данным ведомства, в Крым с начала года уже прибыло 5,3 миллиона туристов. В прошлом году число туристов в Крыму по итогам года составило 5,7 миллиона туристов, и чиновники заявили о поднятии на 2011 планки до 6 миллионов человек.

Но в действительности прыжок не выглядит таким удачным, как рапортует министерство. По данным еженедельника «Деловая столица», нынешним летом число туристов в Крым сократилось на 500-600 тысяч человек и реальные показатели не дотянут до 5 миллионов.

«Еще больше, чем негативная динамика туристического потока, крымчан беспокоит кардинальное изменение его структуры. От отдыха на полуострове практически отказались приезжие со средним уровнем дохода», — пишет издание.

Это действительно феномен нынешнего сезона: в Крым приехали состоятельные люди,  заселившиеся в дорогие отели, но процент такой категории отдыхающих не велик. Людей с доходами ниже средних здесь побывало куда больше. По словам директора коммунального предприятия «Турсервис» Людмилы Генхель, бывало и так, что  туристы предлагали эксурсоводам купить у них оставшиеся к концу отпуска продукты, которые они привезли с собой. «Такого на моей памяти еще не было», – не скрывала эмоций Людмила Генхель, проработавшая в отрасли более 40 лет.

«Моя родственница в Крыму владеет среднего размера туристическим бизнесом — занимается экскурсиями. Собирается его продавать или просто закрывать. Сетует: турист пошел безденежный. Думаю, что это правда, но и цены, да и условия экскурсий в Крыму таковы, что могут отпугнуть и весьма состоятельного отдыхающего», – делится своими впечатлениями об отдыхе в Крыму известный журналист Дмитрий Крикун в журнале «Корреспондент» от 2 сентября 2011 года.

Согласно результатам опроса, проведенного в августе центром Ukrainian Social Research Group по заказу  Министерства курортов и туризма Крыма, больше всего отдых в Крыму омрачает грязь в общественных местах, состояние пляжей, уровень медицинского обслуживания и услуг, предоставляемых автомобилистам.

Эти же проблемы обсуждаются на туристических форумах в Интернете. Как это ни прискорбно, но Крым действительно превращается в свалку, и пора бы в этих «Авгиевых конюшнях» прибраться. Сколько ни рекламируй Крым, называя его жемчужиной или бриллиантом, улицы, парки и скверы  наших городов и поселков от этого чистыми и ухоженными не станут,  пляжи и туристические объекты будут утопать в мусоре, бесплатные туалеты не появятся. И тем популярнее будет альтернативный слоган Крыма, предложенный известным дизайнером Михаилом Литюгой: «Йух вам…».

Несмотря на то, что согласно Стратегии экономического и социального развития Крыма на 2011-2020 годы курорты и туризм названы приоритетной отраслью экономики автономии, системной работы по развитию отрасли пока не видно. А в  деятельности профильного министерства явно виден перекос: больше уделяется внимания проведению рекламно-имиджевых мероприятий, чем объединению усилий всех государственных структур и органов местного самоуправления в регионах Крыма по решению  острых наболевших проблем отрасли.  А здесь как раз очень важно соблюсти  равновесие. Ничто так не губительно для бизнеса, работающего в сфере услуг,  как разочарованный клиент…