Накануне в Нижнем Новгороде (Россия) открылась передвижная выставка, посвященная наследию советской курортной архитектуры Евпатории, которая проводится в рамках проекта “Курортград”. Об этом сообщает Интернет-сай Каламит-инфо.
Авторами проекта выступили российский архитектор Алексей Комов, искусствовед Николай Васильев и художник Андрей Ягубский, считающие, что изучение и восстановление советской курортной Евпатории способно вернуть городу не только инфраструктуру, но и статус самостоятельного культурного бренда с собственными маршрутами, экспозициями, и даже фестивальными площадками. По убеждению авторов, это не менее, а может быть и более важно, чем завершенное недавно восстановление караимского Малого Иерусалима в историческом центре Евпатории.
По словам Николая Васильева, «Курортоград» – это концепция моногорода, но не научного или производственного или, к примеру, жилого города-спутника, а города для восстановления сил. Художник уверен, что такая концепция могла проявиться только в условиях крупного централизованного планирования, присущего экономике советского периода. – или же стихийно вырасти, как вырастают туристские зоны в приморских странах.
“Все это, от вокзалов до здравниц, оформлялось лучшими советскими архитекторами, дизайнерами, художниками, изучалось специальными научными дисциплинами. При этом никакой статики – разные концепции «здорового отдыха трудящихся», а с ними и архитектурные стили сменяли друг друга в 1930-е, 1950-е, 1970-е годы”, – говорит Н.Васильев.
Объясняя причину особого интереса именно к Евпатории, российский искусствовед напомнил, что в советское время именно она стала своеобразным полигоном для создания идеального, модельного курортограда.
“Этому способствовала сама пространственная структура города – равнинного участка, зажатого между целебным озером и быстро прогреваемым морем, – говорит Н.Васильев. –
Каждый большой этап строительства здравниц ложился в дореволюционную сетку улиц, очень удачно разбитую, и каждый такой временной и стилистический слой был своеобразной попыткой заново осмыслить и найти, «проявить» в Евпатории идеальный город. Как есть Малый Иерусалим караимов внутри татарского Гезлёва в Евпатории, так и тут есть свой Иерусалим – рай советского курортника – не «дикаря», но члена коллектива – профсоюза или пионерского отряда. Вместе это дает уникальный срез почти всей отечественной архитектуры XX века”.
По словам организаторов, основной массив выставочного материала– это современные фотографии, сделанные в последние годы Андреем Ягубским, а также самим Н.Васильевым в совместных поездках с Алексеем Комовым.
Маршрут передвижной экспозиции проляжет по городам, которые, по мнению авторов, имеют “сильную архитектурную общественность и культурную жизнь”.
Стартовав в Нижнем Новгороде, выставка финиширует в Крыму, пройдя по таким городам, как Новосибирск, Харьков, возможно – Петербург и Минск.
“Хочется побудить современников фиксировать уходящую архитектуру XX века. Поговорить о том как её вообще понимать и воспринимать – не в смысле картинок «ужасной» или наоборот «прекрасной» советской жизни, но в смысле еще не до конца оцененного явления в художественной, экономической и социальной жизни”, – так резюмирует одну из главных идей открывшейся выставки Николай Васильев.
На снимке: Евпаторийский санаторий «Октябрь». Архитектор: В.Турчанинов, 1955 г.