Последний поход

Publications

Сегодня в Симферополе простились с известным мастером спорта СССР по спортивному туризму Николаем Закалдаевым. Покоритель не одной горной вершины и учитель для целого поколения инструкторов и просто ценителей природы был хорошо известен далеко за пределами Крыма.

«25 сентября около села Сосновка (Симферопольский район) со склона горы Чатыр-Даг упал мужчина. Пострадавший приблизительно 60-ти – 62-х лет, получил многочисленные травмы рук, ног, головы. Ему была оказана медицинская помощь, были проведены реанимационные мероприятия, но врачи скорой помощи констатировали смерть», –  из этих сухих строк сводки МЧС Крыма стало известно о гибели Николая Закалдаева.

Ему было 60 лет. Николай Закалдаев совершил более 100 категорийных походов и более 200 первопрохождений перевалов и вершин в горах Кавказа, Тянь-Шаня, Памиро-Алтая, Джунгарии, Саян, Камчатки, Забайкалья, Хибин. Работал инструктором, заместителем директора симферопольской турбазы «Таврия». А затем сменил эту должность на работу учителем труда в симферопольской школе №2.

За годы своих путешествий Закалдаев написал два путеводителя: «Пешком по Крыму или Крымские тропы. Выпуск 1. От Симферополя до Инкермана» и «Пешком по Крыму: Перевалы Горного Крыма. Выпуск 2». Многие туристические заметки Закалдаева так и остались в рукописях. Как говорят близкие  друзья семьи и Николая Викторовича, ему некогда было разбирать записи, накопленные годами. «Он жил походами, горами, своими учениками. У него две дочери, трое внуков, дача, и никто не мог подумать, что в один момент все закончится».

склон Чатыр-Даг

Как рассказали ученики мастера, в субботу 24 сентября Николай Викторович вместе в группой студентов и школьников отправился в Перевальное на туристические соревнования, откуда на следующий день они планировали направиться на склон Ени-Сала. Но в последний момент маршрут пришлось изменить. «До того, как мы собрались идти по намеченному маршруту, в том месте какие-то студенты, туристы жгли там костры, их оштрафовали и нам туда не разрешили идти. Поэтому в последний момент мы поменяли маршрут и пошли на Чатыр-Даг», – рассказала одна из участниц трагического похода.

«Это была группа школьников и студентов, был просто тренировочный поход. Николай Викторович  прошел немного вперед  пока мы поднимались по скале. Потом мы услышали крики, прибежал мальчик и сказал, что Николай Викторович сорвался. Мы вызвали МЧС, часть студентов осталась, а мы пошли обратно», – вспоминает школьница Катя Звягельская свой первый поход.

Друг Николая Закалдаева директор Севастопольского клуба туристов Юрий Кожуховский, говорит, что место, где произошла трагедия, было сложным. «Это Восточный склон Чатыр-Дага, Орлиное ущелье, трещина. Очень сложный скальный участок. Он вешал веревки, чтобы можно было подниматься и спускаться, и, видимо, оступился со скалы. Там было сложно. Он был очень опытным туристом, очень опытным. Я поражаюсь, как это могло случиться, – рассказывает Ю. Кожуховский. – Я его знаю с 1973 года. Мы прошли сотни километров горных троп и дорог, самые сложные походы, высшей категории сложности, были на Кадаре, Саяне, на Камчатке. Это самый надежный друг. Всегда был и есть друг. Мы были в очень сложных походах. Такая взаимовыручка всегда была. Он никогда не оставит человека в беде. Никогда. Я помню, тяжело было, он говорит, Юра ну что тебе так тяжело, давай я тебя разгружу… Великая печаль. Для меня это огромная трагедия».

Друзья и знакомые Николая Закалдаева отзываются о нем как о светлом, добром, общительном человеке. «Он удивительный человек, очень добрый. Никогда ни на кого голос не поднимал, спокойный во всех отношениях. Он всегда светился лучезарной улыбкой. Вокруг него всегда вились люди. Это большая потеря для всех».

Для многих известие о смерти Николая Викторовича стало трагической неожиданностью. На гражданскую панихиду собралось около 300 человек – его родные, друзья, знакомые, коллеги, ученики. Те, кто не смог лично приехать и проститься с ним, делятся воспоминаниями на туристических форумах. Пишут не только из Крыма – Закалдаева хорошо знали как в Украине, так и в России.

Вот некоторые отзывы (приведены без редактирования):

Людмила Подолян: «Невосполнимая утрата настигла нас! Это мой любимый ЧЕЛОВЕЧЕК,мой УЧИТЕЛЬ, мой ГУРУ!!! Благодаря ЕМУ я попала в Крым и влюбилась в эту землю,в эти горы в эти пещеры, деревья, травы,цветы, реки и ручейки и во всё, с чем знакомил меня и всех инструкторов турбазы «Таврия» наш НИКОЛАЙ ВИКТОРОВИЧ ЗАКАЛДАЕВ, которого любили все,с кем ОН был знаком. Свою любовь к людям,к Крымскому краю ОН не принуждённо и успешно прививал нам, ОН всегда , всем и во всем помогал и учил тому, что знал сам.ОН никогда не стоял на месте, всегда двигался вперед к новым победам. Последний раз мы встречались в Екатеринбурге на семинаре в 1987 году. Я всегда помнила совместные походы, соревнования, работу с НИМ, и мечтала встретится, чтобы попеть у костра и повспоминать и то с каким теплом и трепетной заботой он лечил меня от перегрева в тренировочном походе .НИКОЛАЙ ВИКТОРОВИЧ благодарю ТЕБЯ за то, что ТЫ был в моей жизни СВЕТЛАЯ ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ. Соболезнования родным и близким! Опустела без ТЕБЯ земля….»

Андрей Канищев, инструктор пешеходного туризма, турбаза «Таврия», Симферополь: «Я знал Колю с 1975 года, когда закончил курсы инструкторов на «Таврии». Для нас Закалдаев был эталоном – практически во всем. Когда он стал замдиректора т/б «Таврия» в 1978 году, по его и только по его инициативе были изменены и усложнены все пешеходные маршруты турбазы, которые до этого были неизменными десятки лет и могли считаться «матрасными» – такие они были короткие и несложные. И с тех пор каждый год разрабатывались изменения маршрутов с учетом проб и ошибок, маршруты становились сложнее и интереснее. И Коля приложил больше всех усилий для того, чтобы слова «инструктор пешеходного туризма» стали званием, которое нужно было не только заслужить, но и подтверждать. В 80-х в среди туристов – в горах ли, в турклубе – достаточно было представиться: инструктор турбазы «Таврия» – и лучшей рекомендации, вызывающей уважение, не было. Это целиком заслуга Закалдаева. Я закончил курсы инструкторов в 15 лет, хотя принимали только с 18 – и это только благодаря доверию Николая Викторовича. И свою первую группу на турбазе я провел – хоть и всего три дня – тоже в этом возрасте, а значит, головой отвечал за жизнь и здоровье двадцати людей, впервые попавших в горы. Закалдаев доверял людям, а это дорогого стоит….»

Юрий Дьяченко: «Николай Викторович Закалдаев был мой учитель по горному туризму, и этим горжусь, хоть и сам уже учу, но всегда ставил и буду ставить его в пример. Не знаю подробности его гибели, но уже одно то, что произошло это в горах, показательно, по крайней мере, помню его мнение по этому поводу. Он воспитал целую плеяду инструкторов, Инструкторов, несущих высоко знамя горных пешеходников. Он стремился к взаимопониманию всех структур задействованных в горнолесной жизни. Многие оборудованные стоянки в горах Крыма сделаны непосредственно им.

В переходный момент от планового туризма к непонятному, личным примером показал, что не всё кончено, что всё ещё только начинается. Показал, поколение детей, которых можно воспитывать в любви к природе. Сменил должность зам. директора турбазы, на должность учителя труда. Пережил сложнейший инсульт, доктора уже тогда его обрекли, но он не просто выжил, а показал колоссальнейшую силу в борьбе за активную жизнь.

Я, к сожалению, не встречался с Николаем Викторовичем последних года два, все откладывал на потом, это, наверное, главная моя ошибка за последнее время. Но я надеюсь, что мы ещё встретимся.

Цитата из его книги: “Любовь к Родине начинается с малого. С любви к тому, что окружает вас, любви к ближайшей горушке и речушке, с любви к пчеле и цветку, любви к близкому, доступному и понятному”…

Вечная Память и Царствие Небесное тебе, Николай!».

Как говорят близкие друзья Николая Викторовича, он любил Крым и его природу, его горы: «Он хотел умереть в горах, и он там и остался».

Фото автора и с форума travel.org.ua