Для контроля АМКУ за соблюдением санкций нужна четкая процедура и ответственность — Агия Загребельская

Новости
Агия Загребельская, экс-государственный уполномоченный АМКУ Фото: investigator.org.ua

Процедура контроля за объектами и транзакциями, которые могут подпадать под санкции, является условием эффективной работы Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) по соблюдению санкционного законодательства.

Такое мнение высказала Агия Загребельская, экс-государственная уполномоченная АМКУ (2015-2019 гг.), в передаче  «Вопрос национальной безопасности» (проект Центра журналистских расследований, эфир ТРК Черноморская).

Загребельская считает, что нужен механизм действий на случай отчуждения подсанкционных объектов. 

«Во-первых, нам нужен механизм и четкий ответ на вопрос, что мы делаем, если несмотря на закон о санкциях подсанкционные субъекты или объекты были соответствующим образом отчуждены. То есть, четкая процедура — кто должен дальше признавать эту транзакцию недействительной, как должны эти объекты изыматься и куда передаваться», — сказала она.

Также, по мнению Загребельской, нужна процедура изъятия и возврата подсанкционных объектов:

«Во-вторых, если объект под запретом использования в соответствии с законом о санкциях, то тоже должна быть четкая процедура, кто этот объект изымает, на основании какого документа — решения суда или иного органа, и что дальше с этим объектом происходит и когда он возвращается». 

Антимонопольный комитет нуждается в механизме определения конечных бенефициаров подсанкционных объектов, считает Загребельская.

«Нам нужна очень четкая процедура, тест, как мы будем проверять те транзакции, которые, возможно, попадают под законодательство о санкциях. Это для того, чтобы убедиться, что у нас какой-то санкционный объект не прячется за гражданами Европейского Союза или гражданином Швейцарии или другими. Этот тест должен быть в законодательстве, и Антимонопольный комитет или другой орган, не пройдя этот тест и не получив все необходимые документы, не мог бы двигаться дальше», — говорит она. 

Вместе с тем, по мнению Загребельской, к определению скрытых бенефициаров должны присоединиться украинские специальные службы:

«Нам нужно усилить работу наших оперативных и разведывательных служб в направлении того, чтобы они могли находить реальных бенефициаров. Каким образом это должно быть определено в их внутренних положениях, я не могу сказать, потому что это тайна оперативно-розыскных мероприятий, но в этом направлении они должны работать эффективнее». 

Также Загребельская считает необходимой концентрацию ответственности за внедрение эффективной политики по соблюдению санкций.

«Конечно, нам нужно должностное лицо, нам нужен орган, которому мы сможем задавать вопросы, почему что-то не так. Почему не приняты нормативно-правовые акты, кто должен за это отвечать, кто должен этим заниматься и другое», — сказала она.

Напомним:

  • Транзакция по передаче россиянам активов ЗАО «Стивидорная компания« Авлита », бенефициаром которой до 2016 года был Ринат Ахметов, могла произойти с нарушением антимонопольного законодательства и без соответствующего разрешения АМКУ, утверждает Агия Загребельская, экс-государственный уполномоченный АМКУ. 
  • 5 июля 2019 Офис президента Украины вопреки законодательству уволил государственного уполномоченного АМКУ Агию Загребельскую без представлений премьер-министра и председателя комитета.
  • Антимонопольный комитет наложил 113 млн гривен штрафа за недозволенную концентрацию, проведенную группой DCH Ярославского (контроль над «Евраз ДМЗ») и группой ТАС (контроль над ПАО «Днепрометиз»), сообщил 26 апреля 2019 г. председатель АМКУ Юрий Терентьев.