Правозащитник пояснил, что нужно делать пенсионерам-ВПЛ из ОРДЛО в случае приостановки ПФУ выплаты пенсии

Новости
Фото: pfu.gov.ua

Правозащитник пояснил, что нужно делать пенсионерам из ОРДЛО со статусом внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), которые получили требование от управления Пенсионного фонда Украины (ПФУ) пройти идентификацию, однако в связи с карантином не могут выехать из неподконтрольной территории, в связи с чем есть вероятность приостановки выплат. Некоторые меры для защиты своих прав на пенсию пенсионеры могут предпринять дистанционно.

Об этом рассказал юрист общественной организации «Донбасс SOS» Михаил Фоменко в ходе онлайн-консультации, передает сайт «Новости Донбасса».

Он сообщил, что с конца ноября 2020 года «Донбасс SOS» начала фиксировать обращения от пенсионеров, которые оказались на временно неподконтрольной территории и не могут выехать. Им в разной форме поступали требования лично явиться в отделения ПФУ для прохождения идентификации из-за передачи Ощадбанком «списков».

Мотивировалось это постановлением Кабинета министров Украины №1596 и тем фактом, что по счетам таких пенсионеров не проводились расходные операции (не снимались деньги) более 12 месяцев, потому банк сообщил в Пенсионный фонд.

По словам Фоменко, в группу риска по приостановке выплаты пенсии попали:

— пенсионеры, которые длительное время не могли выехать на подконтрольную Украине территорию из-за закрытых КПВВ, особенно это касается жителей отдельных районов Донецкой области;
— пенсионеры, которые не имеют технической возможности или навыков пользования интернет-банкингом для снятия средств.

Кроме того, не всем пенсионерам продлили срок действия карт, который истек во время карантина, из-за отсутствия пометки «мигрант» в данных личного счета Ощадбанка, которую ВПЛ проставляют при открытии счета.

Юрист рассказал, что Пенсионный фонд, согласно п.16 постановления №1596, если от банка поступает информация о неснятии пенсионером средств со счета более года, переводит выплату пенсии на «Укрпочту». И хотя речь идет не о прекращении выплат вообще, но для пенсионеров-ВПЛ перевод выплат на «Укрпочту» не является возможным, и фактически это является приостановкой выплаты пенсии.

Фоменко отметил, что правозащитники считают приостановку выплат и требования ПФУ проходить идентификацию незаконными, поскольку в соответствии с положениями законов Украины №530 и №540 на период карантина и месяц после его завершения выплата пенсии должна продолжаться, а банковские счета (расходные операции) не должны блокироваться. При этом все меры контроля не применяются.

Однако точной информации о масштабах проблемы пока нет.

«Мы пока не уверены в массовости такого прекращения выплаты пенсий. На совещании с министерствами была информация от представителей Пенсионного фонда о том, что в данное время банки в целом по Украине передали данные о приблизительно 40 тысячах человек, которые нуждаются в отработке Пенсионным фондом. Сколько из них ВПЛ – пока неизвестно, эту информацию еще не уточнили. То есть пока еще нет массовых обращений пенсионеров, что им одномоментно прекратили выплату пенсии», – отметил Фоменко.

Фото: pfu.gov.ua

Он добавил, что сейчас «стабильно набирается определенное количество людей», которые говорят, что эта норма применяется и выплата приостанавливается.

«Но пока еще это не катастрофа, и это хорошо. Мы не знаем пока, будет ли Пенсионный фонд это применять массово, но они это коммуницируют. И на наш письменный запрос они также дали ответ, что считают возможным применение п.16 постановления №1596 к пенсионерам, в том числе ВПЛ, а это означает фактически прекращение выплаты пенсии», – уточнил юрист.

Учитывая, что люди с неподконтрольных территорий не могут выехать и потому ограничены в возможности обратиться в государственные органы лично, правозащитники дают советы, что человек может сделать для защиты своих прав, если он столкнулся с ситуацией, когда ему звонят или иным образом сообщают, что ему необходимо явиться лично в управление Пенсионного фонда.

Пенсионеры могут обратиться дистанционно для защиты своих прав следующим образом:

— направить скан-копией жалобу в свое или вышестоящее управление ПФУ, в Пенсионный фонд Украины – по электронной почте, через личный кабинет на портале Пенсионного фонда или путем обращения на правительственную «горячую линию» 15-45. В жалобе ссылаться на вышеуказанные нормы законов №530 и 540 на период карантина и требовать возобновления выплаты пенсии;
— обратиться к уполномоченной по правам человека Верховной Рады Украины Людмиле Денисовой через ее веб-сайт или «горячую линию» и сообщить о нарушении своих прав;
— при наличии электронной цифровой подписи (ЭЦП) можно даже оспорить отказ в выплате пенсии (если он получен), через систему «электронный суд», если у человека есть возможность подать такое заявление самостоятельно или найти помощь;
-обратиться в любую правозащитную организацию для обсуждения деталей и оказания помощи. «Горячая линия» «Донбасс SOS»: 0-800-309-110.

«К сожалению, на практике приостановка выплаты пенсии означает, что эти суммы перейдут в задолженность, которая в данное время ПФУ не выплачивается. Поэтому по возможности советуем пенсионерам выехать на подконтрольную Украине территорию и возобновить выплату. Если есть такая возможность», — подчеркнул Фоменко.

Напомним:

  • Ощадбанк разъяснил, в каких случаях информация о внутренне перемещенных лицах передается в Пенсионный фонд Украины для проверки.
  • В связи с действием карантина прохождение физической идентификации в Ощадбанке для переселенцев приостановлено, и их банковские карты на это время не блокируются. Однако есть ряд случаев, когда блокировка происходит.
  • Правозащитник сообщил, что ПФУ требует от пенсионеров, имеющих статус ВПЛ, проходить идентификацию в Ощадбанке, несмотря на нормы закона, которым на нее введена отсрочка на время действия карантина и месяц после него. В первую очередь ПФУ хочет идентифицировать граждан, которые в течение года не проводили операции по свои банковским счетам. В противном случае пенсионные выплаты могут быть прекращены.
  • Данные о пенсионерах, которые в течение года не получали свою пенсию, банки передают в ПФУ, и для продолжения выплат пенсионерам, включая внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), существует процедура подтверждения статуса пенсионера, которую им необходимо пройти.