Фирташ продал крымский титановый завод россиянам без разрешения Антимонопольного комитета

Новости
Завод по производству двуокиси титана, г. Армянск Фото: infoindustria.com.ua

Антимонопольный комитет Украины не предоставлял разрешения на концентрацию ЧАО «Юкрейниан Кемикал Продактс» Дмитрия Фирташа и российской компании «Русский титан» перед продажей крымского титанового завода. Следовательно, АМКУ имеет основания для начала расследования концентрации субъекта хозяйствования и возможность выяснить, кто является реальным покупателем бывшего «Крымского титана».

30 декабря 2021 года Group DF олигарха Дмитрия Фирташа сообщила, что ЧАО «Юкрейниан Кемикал продактс» (до 2014 года — «Крымский титан») продало все свои крымские активы компании «Русский титан» (РФ).

Центр журналистских расследований подал запрос в Антимонопольный комитет Украины по вопросу, предоставлялось ли разрешение АМКУ на концентрацию субъекта хозяйствования перед продажей активов ЧАО «Юкрейниан Кемикал продактс» в оккупированном Крыму.

В ответе с подписью Ольги Музыченко, первого заместителя председателя Антимонопольного комитета Украины, сообщается, что ни продавец, ни покупатель крымского титанового завода ЧАО «Юкрейниан Кемикал Продактс» не обращались в АМКУ за разрешением на концентрацию.

«В течение 2021 года в Комитет не поступали заявления ЧАО «Ukrainian Chemical Products» о предоставлении разрешения на концентрацию с участием завода по производству диоксида титана в г. Армянске и компании «Русский титан», а следовательно, соответствующие решения Комитетом не принимались».

В письме АМКУ также отмечается, что согласно положениям закона о защите экономической конкуренции заявление о предоставлении разрешения на концентрацию должно подаваться совместно ее непосредственными участниками, то есть, продавцом и покупателем.

Відповідь АМКУ

 

Агия Загребельская, соучредительница ОО «Лига Антитраста» считает, что ЧАО «Юкрейниан кемикал продактс» Фирташа должно было обратиться в АМКУ за разрешением перед продажей своих активов в Крыму, поскольку имеются предусмотренные законом основания признания его участником концентрации. Она считает, что за разрешением не обращались, в частности, чтобы не раскрыть подлинного покупателя титанового завода, за которым может стоять и сам Фирташ.

«Если мы посчитаем объем дохода и стоимость активов всех компаний, связанных с Дмитрием Фирташем, это точно будет превышать пороги, предусмотренные антимонопольным законодательством. Но для меня вполне понятно, почему они не обращались. Потому что это активы во временно оккупированном Россией Крыму и это активы, связанные с подсанкционным Дмитрием Фирташем. Поэтому я думаю, что вряд ли бы они получили какое-то разрешение», — считает Загребельская.

По мнению экспертки, за разерешением АМКУ не обращались, в частности, чтобы не раскрыть настоящего покупателя титанового завода, за которым может стоять и сам Фирташ. 

«На сегодня мы не знаем, кто эта компания, которая приобрела эти активы, мы видим фактически ноунеймов с символическим уставным капиталом. За этой компанией может скрываться кто угодно, даже сам Фирташ. Если бы они обратились в Антимонопольный комитет за разрешением, им пришлось бы раскрыть структуру собственности «Русского титана», и АМКУ мог бы докопаться до того, кто является реальным покупателем и кто скрывается за этой компанией», — говорит Загребельская.

Агия Загребельская, экс-государственный уполномоченный АМКУ Фото: investigator.org.ua

По ее мнению, у Антимонопольного комитета есть основания для начала расследования осуществления концентрации субъекта хозяйствования без разрешения АМКУ. Центр журналистских расследований при содействии «Лиги антитраста» готовит заявление в Антимонопольный комитет по открытию такого расследования.

  • Как установил Центр журналистских расследований, точно не известно, какая именно компания «Русский титан» стала покупателем крымского титанового завода олигарха Дмитрия Фирташа. ЧАО «Юкрейниан Кемикал Продактс» не уточняет идентификационные данные покупателя, а в РФ зарегистрировано не менее пяти ООО с таким названием. Кому Фирташ мог продать бывший «Крымский титан» и почему этой сделкой должны заняться АМКУ, СБУ и СНБО — смотрите в программе «Вопрос национальной безопасности» с Валентиной Самар.
  • В расследовании «Двуокись Фирташа» в 2018 году ЦЖР сообщал, что титановый завод Дмитрия Фирташа в оккупированном Армянске сбрасывает отходы в отстойники в Херсонской области, но годами не платит экологический налог. По данным налоговиков, компания представляет документы об остановке производства из-за оккупации. При этом завод работает, и вопреки санкциям, завозит через закрытые порты Крыма украинский ильменит. 

  • В расследовании Неубиенная ильменитовая схема Фирташа Центр журналистских расследований обращает внимание на странность  санкций СНБО , которыми аннулированы спецразрешения на пользование недрами на неразработанные титановые месторождения, но санкции не коснулись месторождений в Житомирской области, где продолжается добыча ильменита, который после обогащения на Иршанском ГОКе через посредников доставляется в на крымский завод (так называемая «ильменитовая схема»)  

  • В расследовании «Ильменитовая схема» Фирташа: чешское звено Центр журналистских расследований рассказывает об участии чешской компании Belanto Trade в поставках концентрата ильменита из украинских месторождений на титановый завод Фирташа в Крыму.

  • Компании украинских олигархов, работающих в оккупированном Крыму, используют одновременную регистрацию в юрисдикциях Украины и РФ для обхода введенных США и ЕС крымских санкций, предусматривающих, в частности, запрет на инвестиции в Крым, поставки новых технологий и оборудования, судозаходы в закрытые крымские порты и экспорт производимых в Крым товаров, говорится в материале Центра журналистских расследований «Схемы обхода «крымских санкций».