Глеб Каневский: От взысканных активов подсанкционных лиц в бюджет поступило всего ₴100 миллионов

Власть
Глеб Каневский, руководитель аналитического центра StateWatch Фото: forbes.ua

У государства до сих пор нет стратегии по конфискации активов российских олигархов и украинских деятелей времен Януковича, в отношении которых введены санкции СНБО. Поэтому по состоянию на конец 2023 года от взысканных активов подсанкционных лиц в бюджет поступило чуть более 100 миллионов гривен.

Об этом в интервью Центру журналистских расследований сообщил Глеб Каневский, руководитель аналитического центра StateWatch.

Он объяснил, как работает режим взыскания активов подсанкционных лиц. После того, как лицо попало в санкционные списки СНБО, Минюст начинает собирать информацию о его активах из 18 органов власти, в первую очередь это — СБУ, АРМА, ДБР, БЭБ, НАБУ, органы прокуратуры и т.д. Установив перечень всех активов, Минюст обращается в Высший антикоррупционный суд, принимающий решение о конфискации.

В этом механизме есть комплекс проблем. Самое большое — отсутствие государственной стратегии: кого и в какую очередь санкционировать и как взимать активы? «Это приводит к тому, что, например, Медведчук под санкциями, а его однопартиец Рабинович нет. Соответственно, активы Медведчука украинские власти могут взыскать, хотя, внимание, по состоянию на январь 2024 года еще не взыскали. А активы Рабиновича даже не может начинать взимать», — сказал Глеб Каневский.

Вторая проблема — сбор информации об активах подсанкционного лица может длиться годами из-за безответственного отношения органов, не передающих эти сведения Минюсту своевременно. Третья — долгое рассмотрение дел Высшим антикоррупционным судом. В частности, из-за «сметки адвокатов».

«Если в 2022 году адвокаты не хотели защищать подсанкционных лиц, то в 2023 году даже у самых гнусных российских олигархов находятся в Украине украинские адвокаты, которые приходят в суды и используют грязные юридические приемы, чтобы максимально затягивать дела. А почему затягивают дела? Потому что все эти инструменты взыскания и конфискации работают только во время военного положения», — объяснил руководитель StateWatch.

Второй режим конфискации – взимание суверенных активов граждан России в Украине. Таким образом, в 2022 году Украина взыскала активов, в том числе российских банков, на сумму 25 миллиардов гривен. Эти средства были ориентированы в Фонд ликвидации последствий злости РФ.

«Но в 2022 году все и остановилось. По состоянию на 2023 год установлен перечень 903 российских коммерческих активов на территории Украины, которые, к сожалению, до сих пор не национализированы», — сообщил Глеб Каневский.

На вопрос, почему так произошло, аналитик ответил: «Чем дальше линия фронта от Киева, тем меньше политическая воля здесь и сейчас расправиться с работавшими на территории Украины пророссийскими политиками и с российским бизнесом. Это наблюдается в санкционной политике, как и в экономике, как в борьбе с коррупцией».