Похищенный российскими захватчиками в апреле 2022 года на территории тогда еще оккупированной Миловской громады Бериславского района Херсонской области гражданин США был женат на местной жительнице: супруги не успели выехать из села в начале полномасштабного вторжения РФ. После выхода на свободу россияне принуждали его с женой выходить «на работу», но вскоре им удалось уехать из оккупации.
Историю похищенного гражданина США Центру журналистских расследований рассказали жители Миловской громады.
По их словам, американец был мужем бывшего директора территориального центра социального обслуживания (предоставления социальных услуг) Миловского сельского совета.
«Они оба молодых, расписались летом 2021 года в селе Дудчаны и с тех пор жили вместе. Американец часто выезжал по своим делам, но на неделю-две приезжал в Милово. Именно здесь их с женой застала война», – сказали жители Миловской громады.
Сразу после оккупации Милового русские военные начали терроризировать местных жителей. 22 марта 2022 года они впервые похитили Олега Яхниенко, главу громады. 25 марта они похитили Александра Левечко, главу соседней Новоалександровской громады. Пострадавшими от российского террора стали Алла Торчанская, староста села Дудчани, Елена Логвиненко, староста села Новокаиры и многие другие жители. Россияне похищали, пытали, насиловали, убивали. Причастным к этим преступлениям был Сурен Мкртчян, российский военный, представившийся крестьянам в качестве коменданта Миловской и Новоалександровской громад Бериславского района, имя которого ЦЖР установил еще в сентябре 2022 года.
В апреле 2022 года оккупанты незаконно лишили свободы гражданина США, проживавшего в Милово. По словам жителей села, на спине у американца была татуировка с украинским трезубцем, а сам он был очень проукраинским, что могло стать причиной его похищения.
«Сурену Мкртчяну кто-то настучал, что в селе есть настоящий американец, родившийся и выросший в США. Он жил в Миловом, нашем языке он почти не владел, мы немного учили его говорить на украинском, а его жена в совершенстве владеет английским. Насколько я знаю, американца держали пленным в миловском доме культуры, где российские военные устроили свою комендатуру. Я видел его после того, как меня и его уже отпустили из плена. Сурен потребовал от американца выходить на работу вместе с женой. Говорили, что Сурен назначил его местным «министром иностранных дел», – рассказал Олег Яхниенко, глава Миловской громады.
По его словам, Сурен Мкртчян отобрал документы американца и его супруги. Несмотря на это, им удалось с помощью волонтеров выехать из оккупации вскоре после выхода мужчины на свободу. Как добавил Олег Яхниенко, после этого супруги развелись, бывшая жена осталась за границей и сейчас работает учительницей.
«Сам американец жив, здоров. Об этом мне рассказали представители из США, которые приезжали в Милово и расспрашивали о его похищении», — сказал Олег Яхниенко.
Как сообщал ЦЖР, США недавно впервые обвинили четырех российских военных в военных преступлениях в Украине. Их подозревают в похищении и пытках живущего в Украине американца. Среди них – командир ДНР Сурен Мкртчян, фигурант расследования ЦЖР, причастный к похищениям и изнасилованиям на оккупированной Херсонщине.
В плену американца раздели догола, жестоко избили и сфотографировали. Оккупанты имитировали казнь пленника — заставив его упасть на землю, приставив пистолет к его затылку, а затем выпустив шар просто мимо его головы. Американцу также угрожали сексуальным насилием и заставляли его рыть окопы.
Имена других подозреваемых в этом преступлении – Дмитрий Будник с позывным «Молотом», Валерий, охранник Сурена Мкртчяна и Назар, водитель Сурена. Фамилии двух последних неизвестны.
Обвинение в их адрес генеральный прокурор США Меррик Гарланд назвал историческим днем для Министерства юстиции США, поскольку это первое применение федерального Закона о военных преступлениях, принятого в 1996 году.
«Обвинения против четырех военнослужащих, связанных с Россией, являются первым уголовным производством, открытым Министерством юстиции США согласно Закону о военных преступлениях. Это также важный шаг на пути привлечения к ответственности российского режима за незаконную войну в Украине. Наша работа еще далеко не завершена. Мы не забудем зверства в Украине. И мы никогда не прекратим работать над привлечением виновных к ответственности», – сказал Меррик Гарланд.
Потерпевшие от действий указанных российских военных говорят, что наиболее жестоким из них был «Молот» – Дмитрий Будник. Он насиловал несовершеннолетних и распространял наркотики. В конце мая 2022 года стало известно, что Молота и Сурена Мкртчяна арестовала военная полиция РФ, однако все совершенные Дмитрием Будником преступления «повесили» на Сурена.
Елену Логвиненко, старосту села Новокаиры Миловской громады россияне во время оккупации возили на очную ставку с обоими подозреваемыми.
«Россияне из военной полиции приехали ко мне и сказали, что закрыли нашего «коменданта» за изнасилование и многое спрашивали о нем. Я разволновалась и начала плакать, потому что очень натерпелась от Сурена – он был очень агрессивным и в последнее время настроение у него резко менялось каждую минуту. Затем меня с мужем отвезли в Новую Каховку, чтобы взять показания против Сурена. Там нам сказали, что ему с «Молотом» сейчас не сладко, что их избивают. Мужчине даже показали «Молота» с мешком на голове», – рассказала Елена Логвиненко.
Достаточно долго Сурена Мкртчяна держали в застенке в Новой Каховке. Там его видел во время своего второго плена Олег Яхниенко, глава Миловской громады, а также другие собеседники ЦЖР.
«Однажды меня и еще двух парней вывели [в застенке] на прогулку, там я пересекся с Суреном. Он сказал, что его подставили, и попросил: «Ты не можешь мне хлеба передать?» Оказывается, их вообще не кормили. Видно было, что Сурен очень удручен. Он же был царем и в одно мгновение стал никем», — вспоминает Олег Яхниенко.
Где сейчас находятся причастные к похищению и пыткам гражданина США, а также других мирных жителей Херсонской области российские преступники, неизвестно. По последней информации, Сурена Мкртчяна оккупанты могли вывезти в «ДНР», чтобы судить его там по «законам» этой непризнанной «республики». А Дмитрия Будника-Молота вывезли в Россию, где могли просто отпустить на все четыре стороны.