Организовать аналоги общественных судов в школах и назначать школьных уполномоченных по правам ребёнка предложил глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. Участие в таких судах должно приучить ребят к самостоятельности и самоорганизации.
Предполагается, что общественные суды в школах должны разбирать дела, которые волнуют учеников и касаются повседневной школьной жизни, будь то непосредственно учёба или общение с одноклассниками. Это могут быть как претензии из-за списанной контрольной или домашнего задания, так и недовольство брошенным в кого-то ластиком или дёрганьем за косички. Если школьники научатся организованно решать споры, возникающие в классе, то во взрослой жизни, по мнению Федотова, они “будут знать, как им самоорганизоваться для того, чтобы решить проблемы своего посёлка, своего региона, своей страны”.
“Я говорю о том, чтобы дети с младых ногтей осваивали навыки самоорганизации. Отсутствие навыков самоорганизации – наш страшный бич, и преодолеть его можно через школу. Чтобы в школах ребята сами выбирали себе парламент, чтобы они сами выбирали, кто у них будет уполномоченным по правам ребёнка. Пусть они на собственном опыте осваивают, что такое защита прав человека”, – приводит Интерфакс слова Михаила Федотова.