“Центр журналистских расследований” продолжает цикл публикаций “Дорогой Крым”. На этот раз мы обратим внимание на строительство Керченского моста – проекта, не один десяток лет служившего удобной пустышкой для доверчивого крымского электората. Уже почти год российские СМИ снова и снова сообщают о начале строительства транспортного перехода через керченский пролив, и сообщения эти часто оказываются противоречивыми. Мы попытались разобраться, что же сегодня строят на крымском и российском берегах Керченского пролива.
Строительство моста через Керченский пролив продолжается уже не первый десяток лет. Правда, дело всегда ограничивалось лишь громкими заявлениями, и демонстрацией макетов различной модификации. Заявления о фактическом начале строительства моста из Крыма на Кавказ периодически звучали и в Украине, и в России еще с 90-х годов, и эта же тема стала одним из столпов российской пропаганды как перед, так и после так называемого “референдума”. Начать стройку обещали еще в 2014 году, и тогда же ее “начали” – но только в сообщениях российских СМИ, после которых выяснилось, что еще не известен сам характер сооружения – то ли это мост, то ли тоннель.
Метания в федеральных СМИ – от фактического начала строительства до неопределенности с проектом и отказом от подряда, компании Геннадия Тимченко, друга Владимира Путина, привели к созданию тематического сайта – хроник строительства Керченского моста, где проследить за темпами виртуального и реального строительства можно по удобному таймлайну.
Фактически контракт на строительство транспортного перехода через Керченский пролив была проведена уже в 2015 году. На сайте государственных закупок России указано, что подрядчик выбран по процедуре закупки у одного участника, а контракт заключен лишь в конце марта 2015 года. 228 миллиардов рублей на строительстве Керченского моста будет осваивать компания “Стройгазмонтаж” Аркадия Ротенберга – давнего друга Владимира Путина по секции дзюдо, с завидным постоянством получающего подряды от “Газпрома”. Ну в самом деле – какая здесь может быть конкуренция? Тем более, что подрядчиком фирму друга Путина определили 30 января, то есть задолго до официального решения конкурсной комиссии. 4 февраля Дмитрий Козак отчитался перед Владимиром Путиным, что подрядчик определен.
Поэтапное финансирование проекта запланировано вплоть до июня 2019 года, хотя первая дата начала эксплуатации железнодорожных и автомобильных путей в документации указана иная – 18 декабря 2018 года. Впрочем, о начале исполнения этого контракта речи пока идти не должно – только экспертиза проекта должна быть готова к концу этого месяца.
Однако СМИ уже второй месяц пишут о начале стройки по обе стороны пролива. Керченские издания сообщают, что в районе крепости “Керчь” начались подготовительные работы – городской совет выделил землю под площадку для строительства подъездных путей, на саму площадку завезли щебень и гранит. На этом информация о строительстве с крымской стороны пока исчерпывается. Куда большее оживление замечено с российской стороны Керченского пролива – корреспондент “Новой газеты” Евгений Титов побывал на западе Таманского полуострова, и видел “стройку века”. Фактически сейчас идет сращивание российского берега с косой Тузла
Очевидно, что сегодня Россия, пользуясь оккупацией Крыма, в одностороннем порядке и без экологических экспертиз решает давний конфликт относительно принадлежности Тузлы, сращивая украинский остров с берегом Таманского полуострова. Также есть очевидное объяснение тому, почему выбран самый дорогой проект строительства – 19 километров через остров Тузла вместо 5 километров через косу Чушка. Стройка, которую наблюдают с российской стороны пролива – часть инфраструктурного проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань», на выполнение которой была проведена отдельная закупка, а в документацию этой закупки включен пакет документов именно порта Тамань. Заказчик, РЖД, отдал подряд на 7 миллиардов рублей своему дочернему предприятию – ОАО РЖД Строй. Рядом со стройкой находится порт «Тамань», одним из главных владельцев которого является ЗАО «Таманьнефтегаз». Гендиректор предприятия — гражданин Бельгии Мишель Литвак. В 2006 году проект его порта показали в Сочи лично Путину, а в 2012-м порт уже начал отгрузку нефти. Вероятно, таким образом Владимир Путин компенсирует своим друзьям потери от присоединения Крыма. Ротенбергу – убытки от санкций и ареста имущества в Италии на 30 миллионов евро. Мишелю Литвак – срыв планов финансирования из-за перенаправления денежных потоков на Крым.
Будет построен друзьями Владимира Путина Керченский мост или нет, но сама процедура закупки исключительно у одного поставщика, которым неизменно оказывается друг Путина, и выбор под это дело самого дорого проекта, дает нам основания утверждать, что это будет самым дорогим в Крыму памятником коррупции. И символично, что возводит его Россия.
Но есть еще один виртуальный мост через Керченский пролив, строительство которого имело гораздо большую вероятность, чем транспортный переход – это кабельный переход через Керченский пролив – энергомост, который должен проходить по траншее на дне пролива. Заказчик, Федеральная сетевая компания Единой Энергетической системы, несмотря на достаточно большое количество предложений, отменил закупку на 18 миллиардов рублей без объяснения причин в январе 2015 года. После информационной кампании в крымских СМИ, согласно которым этот энергомост уже практически построен.
Фото: mk-turkey.ru, www.gazeta.ru