Туристический сбор — это новый вид местных налогов, который согласно Налоговому Кодексу, вступившему в силу с января нынешнего года, будет взиматься с туристов за проживание. Кодексом определена и сумма турсбора — от 0,5 до 1% от цены проживания. В Крыму органы местного самоуправления оказались максималистами и своими решениями утвердили максимальную ставку — 1%. Ее приняли в 124 населенных пунктах автономии, а в Совмине тут же подсчитали будущие доходы.
По предварительным расчетам Минкурортов, в результате введения такого сбора и при условии полной детенизации туристического рынка в местные бюджеты будет ежегодно поступать около 150 миллионов гривен, сообщает пресс-служба министерства. Единственное, что вызывает трудности — это механизм взимания налога. Для оказания помощи чиновникам на местах налоговая администрация в преддверии курортного сезона разработала дорожную карту по взиманию туристического сбора.
Собирать налоги будут налоговые агенты. По словам председателя Государственной налоговой администрации в АРК Владимира Охрименко, определены три категории налоговых агентов: первая — это администрации предприятий курортной сферы, вторая — квартиро-посреднические бюро, которые есть во всех регионах и третья категория – физлица-предприниматели. Именно им дано право взимать туристический сбор и сдавать отчеты в налоговые инспекции по месту регистрации налогоплательщиков. По мнению налоговиков, у первой категории налоговых агентов проблем с взиманием туристического сбора не возникнет вообще, так как он внесен в оплату за проживание. Однако, позволим себе заметить, что и здесь есть сложности. Не секрет, что в стоимость проживания нередко в отелях вносят и дополнительные услуги, а туристический сбор уплачивается только за проживание и ни за что более. Поэтому руководителям предприятий туристической сферы тоже нужно подумать о своем клиенте и корректно сформировать сумму туристического сбора.
Но это «мелочи» в сравнении с теми проблемами, которые возникают со сбором «налога» у тех туристов, которые поселяются у частников. Взимать налог с них имеют право хозяева жилья, которые являются субъектами предпринимательской деятельности, но, как известно, у нас далеко не все квартиросдатчики и даже владельцы мини-отелей и пансионатов таковыми являются. До вступления в силу Налогового Кодекса такие лица приобретали в органах местного самоуправления патент и, как говорится, спали спокойно… Теперь патент отменен. Как быть в таком случае?
По словам Людмилы Ельцовой, заместителя председателя ГНА в АРК, согласно постановлению Кабмина Украины № 297 от 2006 г. средства размещения поделены на две категории: до 10 мест и свыше 10 мест размещения.
«Граждане, которые занимаются предоставлением услуг по размещению граждан на 10 и более мест, обязаны в соответствии с законодательством зарегистрироваться как субъекты предпринимательской деятельности. А те, кто имеет средства размещения до 10 мест (дома, квартиры) имеют право не регистрироваться как субъекты предпринимательства», — разъясняет Людмила Ельцова.
Согласно решениям местных органов самоуправления за гражданами, у которых менее 10 мест размещения, закреплены налоговые агенты. «Во всех курортных регионах этим занимаются коммунальные предприятия, либо предприятия другой формы собственности, которые набирают штаты специалистов и определяют направления работы по данным налоговым агентам», — говорит Людмила Ельцова. Согласно рекомендациям налоговых служб, налоговые агенты будут, как минимум, раз в неделю посещать свои подопечные объекты (квартиры, дома и др. помещения) и на основании информации, которую предоставляет гражданин, сдающий жилье, взыскивать турсбор с граждан, которые у него поселились. То есть, такие курортники будут уплачивать туристический сбор не хозяевам, а налоговым агентам. Представить себе, как это будет происходить, несложно – нам известен и уровень культуры населения Крыма в целом, и высота уровня взаимоотношений налогоплательщик/взиматель налога. Утро, приятные сборы на пляж, и – «Здравствуйте, покажите квитанцию!».
(К слову, напомним: согласно Налоговому кодексу, от уплаты этого налога освобождаются лица, проживающие в городе на условиях договора об аренде, приезжающие в командировку или по путевкам, а также ветераны войны, участники ликвидации аварии на ЧАЭС, инвалиды и люди, их сопровождающие).
К сожалению, никто пока не посчитал – сколько может потерять Крым от такой, мягко говоря, малоприятной процедуры взимания «налога» с туриста, проживающего у частника. В Крыму официально зарегистрировано 656 предприятий курортно-туристической отрасли, одномоментно (по количеству койко-мест) заселиться в них может 150 тысяч человек. По данным минкурортов и туризма в 2010 году в Крым приехало 5,7 миллиона туристов, из них только 1,1 миллиона человек «организованных отдыхающих», то есть тех, кто отдыхал в официально зарегистрированных учреждениях курортной сферы. Да, среди тех, кто приезжает в Крым, есть и такие, кто имеет свои дачи, квартиры, родственников и близких. Но, тем не менее, львиная часть курортников все же поселяется в частном секторе. И когда министерство прогнозирует увеличение турпотока в Крым в нынешнем году до 6 миллионов человек, надо понимать – «прибавка» поселится в основном у частника.
При этом известно – не такой уж богатый турист к нам едет. По последним данным министерства курортов и туризма Крыма, в 2011 году, из прибывших на отдых 71% составляют граждане Украины и 26% – граждане России, Беларуси и других стран СНГ. Как воспримет большинство этих людей, которые экономили весь год, чтобы приехать в Крым и «повезти детей на море», разработанный крымскими чиновниками механизм взимания туристического сбора с отдыхающих? Да и, по большому счету: почему, их должны волновать наши проблемы, что у нас вечно не хватает средств на благоустройство территории и прочие бесконечные коммунальные нужды, и простите, ума, чтобы «красиво» взять с человека деньги, тот же налог? Человек приехал отдыхать, а не решать наши проблемы.
В том, что данная процедура взимания туристического сбора налоговыми агентами не совсем этична, соглашаются и сами налоговики. «Я абсолютно согласен, что гораздо проще было бы администрировать квартиросдатчика, это даже с эстетической точки зрения и имиджа Крыма было бы положительно…<…> Дергать человека за рукав и говорить: «Заплати 2 гривны сбора», наверное, будет портить нашим отдыхающим настроение …Но, к сожалению, как прописали в Кодексе – так и будем работать», — прокомментировал Владимир Охрименко.
К сожалению, опыт предыдущих лет ничему не учит законодателей. Нечто подобное у нас уже было. В 2003 году по инициативе депутатов крымского парламента в Крыму был реанимирован действующий с советских времен курортный сбор, который назвали рекреационным и взимали его вплоть до его отмены Хозяйственным судом АРК в 2006 году. У многих крымчан в памяти, какими методами чиновники старались «пополнить» казну: деньги с туристов взимали не только в местах проживания, но и в экскурсионных автобусах и на пляжах. О негативных последствиях данного налога, как и о мизерности сумм, им приносимых, в те годы не писал только ленивый. Тема может обогатиться новыми сюжетами. Заработная плата налоговых агентов, которые будут ходить по квартирам и домам за турсбором, напрямую зависит от суммы собранных налогов: налоговики порекомендовали местным органам выплачивать зарплату налоговым агентам в зависимости от полученных доходов (сбора выручки) и предусмотреть в бюджетах соответствующие статьи расходов.
А вот в Киевраде уже просчитали негативные последствия от введения туристического сбора и комиссия по вопросам культуры и туризма Киевсовета предложила отменить туристический сбор в Киеве из-за его неэффективности. По словам председателя комиссии Александра Бригинца, практика показала, что из-за несовершенства законодательного определения вопросов туристического сбора, его внедрение в Киеве неэффективно с экономической точки зрения, чрезвычайно сложно в администрировании как для предприятий, так и для налоговых органов города, и вредит имиджу столицы Украины. Особенно накануне Евро-2012.
Крым только начал нарабатывать себе имидж туристически привлекательного региона и предстоит еще немало сделать, чтобы увеличить туристические потоки в Крым. В этом смысле взимание туристического сбора, да еще и таким способом — не самая хорошая идея. Короче, не надо жадничать и тырить у курортников по мелочам. Если ему будет комфортно – он потратит намного больше, и в виде налогов эти поступления в бюджет будут гораздо весомее. И нам не стыдно будет.
Фото “Центра” и РИА “Новый регион”