В Раде зарегистрирован законопроект об установлении 24-мильной прилегающей зоны Украины

Верховной Раде зарегистрирован проект закона N8361 «Об установлении прилегающей зоны Украины в 24 морские мили», в которой, согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил.

Фото: zn.ua

Об этом сообщила на своей странице в Facebook один из авторов законопроекта, председатель подкомитета по вопросам безопасности государственных информационных систем комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны Ирина Фриз, передает Центр журналистских расследований.

Она отметила, что возможность Украине установить прилегающую зону в 24 морские мили дает ратификация еще в июне 1999 года Верховной Радой Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. В частности, статья 33 (Раздел 4 Части II) Конвенции предусматривает возможность создания прилегающей зоны, в которой прибрежные государства могут осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных правил, а также для наказания за нарушение указанных правил. При этом прибрежные государства осуществляют соответствующую юрисдикцию, имеют права и обязанности в отношении таких объектов.

«Попытки установления прилегающей зоны в 24 мили уже проходили в 2003 и 2007 годах, впрочем, к сожалению, не были приняты парламентом. Сегодня эта задача стала крайне актуальной в связи с оккупацией Крыма и ростом опасности в Черном море», — написала Фриз.

Она добавила, что контроль, который может осуществляться Украины в прилегающей зоне (как и в исключительной (морской) экономической зоне Украины), требует принятия отдельного законодательного акта. Это объясняется тем, что прилегающая зона не является ни зоной суверенитета, ни зоной юрисдикции. Эта зона является тем участком морского пространства, где прибрежное государство может осуществлять ограниченный контроль для предотвращения нарушений или для наказания за нарушение определенных правил.

«После аннексии Крыма и закрытия портов полуострова, российская оккупационная администрация осуществляет незаконную экономическую деятельность с привлечением торгового флота под российским флагом и флагами третьих стран. Значительно выросли объемы контрабанды груза Черным морем. Вследствие потери контроля над Крымом, Украина потеряла возможность эффективного контроля за судоходством в пределах морского пространства, согласно международному законодательству и законодательству Украины, что позволяет осуществлять задержание и осмотр кораблей, подозреваемых в пиратстве, осуществлении незаконной перевозки оружия, наркотиков, торговли людьми, контрабанде. На карте Черного моря появились зоны, которые из-за отсутствия соответствующего законодательства, не позволяют предупреждать преступления, которые в том числе осуществляются через перевалку грузов в море, в нарушение государственной границы Украины, в частности вражеской агентурой, разведывательно-диверсионными группами и т.д.», — пояснила народный депутат.

По ее словам, в соответствии с предложенными в законопроекте норм Госпогранслужба и ВМС Украины получат право задержания и осмотра кораблей в 24-мильной прилегающей зоне, что расширит возможности и эффективность борьбы с нарушителями.

Кроме того, указала Фриз, законопроект также предусматривает, что в прилегающей зоне всем судам за исключением катерно-корабельного состава ВМСУ и Госпогранслужбы запрещается отключение автоматической идентификационной системы, что усложнит использование теневых схем в море, а также станет реальным предохранителем от осуществления незаконных заходов коммерческими судами в закрытые порты оккупированного Крыма.

Інформаційна агенція “Центр журналістських розслідувань”
Kyiv Kyiv Ukraine
Перейти к верхней панели