Укравтодор хочет построить 30 км дороги за рекордную в Украине цену полмиллиарда долларов — Наші гроші

Новости
Фото: ukravtodor.gov.ua

Укравтодор хочет построить 30 км дороги в Днепропетровской области за почти полмиллиарда долларов и в крупнейшем в своей истории тендере «зашил» уникальную цену дороги — 10 млн долларов за километр. При этом условия тендера были выписаны так, что им соответствуют лишь две компании.

Об этом пишет издание «Наші гроші».

«18 июня Укравтодор объявил крупнейший тендер в своей истории — 12,58 миллиардов гривен на строительство 30-километрового участка автомагистрали Н-31 Днепр-Решетиловка. Чтобы чужие сюда даже не совались — создали новую дискриминационную заточку: доход фирмы-участника в 2019 году должен был быть не менее трети тендера, то есть 3,77 млрд грн. А такие цифры среди украинских дорожников есть только в «Автомагистрали-Юг» и «Онур»», — говорится в публикации.

В издании напомнили, что президент Владимир Зеленский недавно в видеообращении к дальнобойщикам сказал, что стоимость километра дороги в Украине составляет около $1 млн. «Однако если разделить ожидаемую стоимость тендера на длину новой дороги, то получим 420 млн грн за километр, или $16 млн. И это не только потому, что дорога шире и строительство затратнее, чем представляет себе Зеленский», — пишут журналисты.

В Укравтодоре поясняют, что в цену дороги входит не только сама дорога, а большое количество искусственных сооружений и выкуп земли.

В частности, в стоимость подряда строительства дороги длиной 29 500 метров также входит стоимость таких искусственных сооружений: одна эстакада через реку Орель длиной 590 метров; шесть путепроводов по 357 метров; два скотопрогона по 102 метра; одиннадцать путепроводов для с/х техники по 517 метров; 28 водопропускных сооружений; 4 транспортные развязки в разных уровнях.

Журналисты сравнили стоимость будущей дороги с одним из самых дорогих объектов в системе Укравтодора за последние годы, и наиболее похожий — объекты той же трассы Н-31 на участке в соседней Полтавской области.

Из этих расчетов следует, что с общей стоимости тендера 12,6 млрд грн на вышеуказанные искусственные сооружения приходится 4,7 млрд грн.

«Остальные 7,9 млрд грн приходится собственно на строительство дороги. То есть один километр дороги будет стоить 270 млн грн, или $10 млн. Это невероятные деньги для дорожного рынке Украины», — пишет издание.

Согласно документации, в цену тендера также включены расходы на проведение авторского надзора за объектом, научно-техническое сопровождение строительства, услуги инженера-консультанта и прочее. По оценке экспертов «Наших грошей», это может стоить до 5% от сметы – 0,6 млрд грн. Если вычесть их общей суммы, то получается 250 млн грн за километр дороги и эти расходы не объясняют общей цены.

В Укравтодоре также объясняют высокую цену дороги тем, что в цену подряда входит выкуп земель частной собственности, по которым будет проходить автомагистраль, а также то, что победитель должен обеспечить возмещение убытков землепользователям.

«В тендерной документации нет четкой информации о том, сколько средств из 12 млрд на это предусмотрено, сколько земли должно быть выкуплено, каким образом она будет оцениваться и прочее. Более того, неизвестно также, каким образом участник тендера еще до своей победы на торгах должен вычислить, сколько денег нужно на выкуп земли и на компенсацию убытков землепользователям и судебные процессы в случае несогласия землевладельцев», — указывают журналисты.

Таким образом, говорится в публикации, Укравтодор при президенте Зеленском втрое превзошел Укравтодор президента Петра Порошенко. Поскольку решил закопать более 12 млрд гривен в 30-километровый участок Н-31 в Днепропетровской области. Тогда как предшественники выделили аналогичные 12 млрд гривен на строительство 80 километров этой же трассы с большим количеством аналогичных искусственных сооружений и мостов в соседней Полтавской области.

Напомним:

  • В 2020 году на «большое строительство» и ремонт дорог Кабмин потратит рекордные 150 млрд гривен. Это 5,5 млрд долларов — то есть больше, чем Украина позаимствовала у МВФ и других кредиторов за год. О том сможет ли Укратрансбезопасность выявлять и наказывать тех, кто разбивает украинские дорогие дороги, гоняя перегруженные фуры и самосвалы, читайте в материале Центра журналистских расследований Разрушители дорог: почему Укртрансбезопасность не может поймать всех «засранцев».