В ВСУ опубликовали список терминов для СМИ, рекомендованных для описания войны на Донбассе

Новости

Управление стратегических коммуникаций Аппарата главнокомандующего Вооруженных сил Украины обнародовало список терминов, рекомендованных для использования в публикациях, освещающих войну на Донбассе.

«Для того, чтобы Украина и мир говорили о войне «единым языком», необходимо использовать соответствующие термины, которые будут формировать приближенное к реальности медиапространство. Одинаковое восприятие войны позволяет быстрее и эффективнее искать решения проблем и избегать конфликтов, обусловленных отсутствием единого понимания событий», — отмечается в сообщении управления.

В качестве примера приводится использование терминов «территории самопровозглашенных/так называемых ДНР/ЛНР», «Юго-восток Украины» и «Восток Украины» в СМИ и социальных сетях, что, отмечают в управлении, является ошибочным в соответствии с законами Украины.

«Дело в том, что неправильное определение того или иного региона Украины приводит к ряду проблем, среди которых подмена понятий, затуманивание сознания, противопоставление и создание стереотипов. «Восток Украины» в противовес «большой Украине» — таким термином Россия и пророссийские медиа отделяют население временно оккупированных территорий от украинцев, проживающих под легитимной властью, а затем создают напряжение в обществе и враждебное отношение между гражданами. Следовательно, используя термин «Восток Украины» и «Юго-восток Украины», расширяют географию конфликта, ведь в географическом восприятии Восток — это и Харьковская область, а Юго-восток часто в сознании охватывает и Запорожскую область, в то время как под оккупацией находятся отдельные районы Донецкой и Луганской областей», — поясняется в сообщении.

Кроме того, термин «так называемые ДНР/ЛНР» подтверждает существование отдельных «самопровозглашенных» республик, признания которых добивается Россия, в то время, как это образованные Россией квазигосударства и признанные законодательством террористические организации.

«Кроме того, неправильное использование этого термина создает представление об особом характере и обособленности этих территорий, что дает им основания претендовать на специальный статус, отличный от остальных регионов Украины. Однако, при условии верного формулировки, мы понимаем, что это — территории Украины, которые были временно оккупированы Россией и сателитными ей террористическими группировками», — отметили в управлении.

Итак, заключают в управлении, верным является использование терминов «временно оккупированные территории в Донецкой и Луганской областях» и «оккупированная часть Донбасса».

«Использование единой терминологии, соответствует реальности, законам и международному гуманитарному праву, будет способствовать созданию новых механизмов для противодействия информационным угрозам и формированию нарратива, исключать российские пропагандистские штампы», — говорится в сообщении.

6 декабря Генпрокуратура Украины и правозащитники подготовили и передали в МУС очередное информационное сообщение о совершении Россией военных преступлений на Донбассе во время боев за Иловайск и Дебальцево. В нем, в частности, говорится о внесудебных казнях и насильственных исчезновениях пленных украинских военнослужащих.

Уже 6 лет продолжается российская вооруженная агрессия против Украины. Если в случае с Крымом Украина сразу определила ситуацию как временную оккупацию, то с классификацией вооруженного конфликта на Донбассе все несколько сложнее. В частности, потому, что Украина до сих пор не в полном объеме имплементировала положения международного гуманитарного права в национальную правовую систему.

Напомним:

  • 5 декабря 2019 года Офис прокурора МУС опубликовал отчет о деятельности по предварительному расследованию за 2019 год, в котором квалифицирует ситуацию в Крыму, как состояние оккупации, а ситуацию на Донбассе как международный и немеждународный вооруженный конфликт.
  • 11 декабря 2020 года прокурор Международного уголовного суда Фату Бенсуда обнародовала заявление относительно завершения предварительного расследования по делу «Ситуация в Украине», в котором отмечается, что потенциальные дела, которые могут появиться на основании расследования, были бы допустимыми в суде. Следующим шагом в этом процессе должно быть обращение к судьям Палаты предварительного производства Суда за разрешением на расследование.
  • 14 декабря 2020 года МУС обнародовал новый отчет о ситуации в Украине после проведения предварительного анализа событий во время Майдана, захвата и оккупации Россией Крыма и войны на Донбассе.
  • Подробнее читайте в материале Центра журналистских расследований Конфликт или война: право против политической целесообразности.