Политика непризнания.
От Маньчжоу-го к Криму
Одним из фундаментальных принципов международного права является запрещение применения силы или угроза ей. Поэтому насильственное присоединение какой-то страной территорий другой (аннексия) не может признаваться. Поэтому когда в 2014 году Россия осуществила попытку аннексии украинского Крыма 100 стран - членов ООН проголосовали за резолюцию Генеральной ассамблеи, которая определила, что «референдум» не имел законной силы и не может быть основанием для изменения статуса АР Крым и Севастополя и изменения границ Украины.
Современную историю политики непризнания (policy of non-recognition) отсчитывают от «доктрины Стимсона», которую иногда так и называют - «доктрина непризнания».

В 1931 году Япония осуществила агрессию против Китая: ввела войска, создала марионеточную администрацию, которая провозгласила Маньчжоу-го - квазинезависимым Маньчжурским государством.
7 января 1932 года Государственный секретарь США Генри Стимсон (Henry Lewis Stimson) прислал Японии и Китаю идентичные ноты. В них была заявлена позиция правительства США о непризнании любых территориальных изменений и сделок, осуществляемых в результате агрессии Японии против Китая.

«Доктрина Стимсона», как и политика непризнания изменения границ силой в целом, базируется на основополагающем принципе права Ex injuria jus non oritur - преступление не может порождать право.

Япония ответила, что образование Маньчжоу-го было самостоятельным решением местного населения.
___________________________________________Японська інтервенція, фото: Вікіпедія
Август 1939 года. Москва. Советский союз и нацистская Германия подписывают договор о ненападении на 10 лет, известный в истории как пакт Молотова - Риббентропа.

Договор содержал секретный протокол о разделе Европы, на котором настаивал Сталин. Гитлер согласился, чтобы Советский Союз аннексировал часть Польши и страны Балтии. Пакт со Сталиным развязал руки Гитлеру, а их совместная агрессия против Польши начала Вторую Мировую войну.
Підписання пакту Молотова-Ріббентропа, фото: Marion Doss/Creative Commons
23 июля 1940 года заместитель государственного секретаря США Самнер Веллес (Samner Welles) подписал декларацию о непризнании оккупации и последующей незаконной аннексии Советским Союзом прибалтийских стран - Латвии, Литвы и Эстонии. «Доктрина Веллеса» о непризнании аннексии СССР Латвии, Литвы и Эстонии действовала до 1991 года - пока они не восстановили свою независимость, что положило начало развала Советского Союза.
На принципах, заложенных в декларациях Стимсона и Веллеса, базируется и Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 27 марта 2014 о признании суверенитета и территориальной целостности Украины в международно признанных границах и непризнания законности крымского «референдума».

Резолюция определяет, что «референдум» 16 марта 2014 не имеет законной силы, а потому не может быть основанием для изменения статуса АР Крым и Севастополя; содержит призыв ко всем государствам воздержаться от действий в нарушение границ Украины и признание изменения статуса АРК и Севастополя и воздержаться от любых шагов, которые можно было бы трактовать как признание.

25 июля 2018 США подтвердили свой отказ когда-либо признать попытку Российской Федерации аннексировать украинский Крым и Севастополь.

Самнер Веллес, фото: alchetron.com
Государственный секретарь США Майк Помпео в своем заявлении, которое получило название «Крымская декларация», указывает, что Россия, путем вторжения в Украину и попытки аннексии Крыма, пыталась подорвать основополагающий международный принцип: ни одна страна не может силой изменять границы другой.

В день публикации Крымской декларации на слушаниях в сенате Майк Помпео заявил: «Соединенные Штаты не признают и не будут признавать попытку Кремля аннексировать Крым. Вместе с союзниками, партнерами и международным сообществом мы продолжаем поддерживать Украину и ее территориальную целостность. Ослабления санкций, связанных с Крымом, не будет, пока Россия не вернет Украине контроль над Крымским полуостровом. «Крымская декларация» официально закрепляет политику непризнания со стороны США ».
Майк Помпео, фото: AP Photo/Susan Walsh
В течение суток после обнародования «Крымской декларации» США поддержали Германия, Великобритания, Польша, Дания, страны Балтии, Чехия, Швеция, Норвегия, Италия, Европейский Союз и даже Республика Косово, независимость которой, как известно, Украина не признает.

Санкции, введенные Европейским Союзом и США в связи с попыткой незаконной аннексии Крыма Россией, являются частью политики непризнания. Именно поэтому так называемые «крымские санкции» будут действовать, пока Украина не установит свой контроль на территории Крымской автономии и Севастополя и не восстановит свою территорию в международно признанных границах.

И США, и ЕС вводят персональные санкции в отношении лиц, причастных к оккупации и попытке аннексии Крыма. Их активы блокируются, а гражданам и компаниям США и ЕС запрещено осуществлять любые операции с фигурантами санкционного списка. Нарушители этого запрета рискуют сами попасть под санкции.

Недавно Дэниэл Лангенкемп, представитель Посольства США в Украине, разъяснил механизм действия американских санкций на примере нардепа Андрея Деркача, против которого и других российских агентов были введены санкции за попытку повлиять на избирательный процесс в США.
«Иногда мы получаем вопрос:« Если я часто веду бизнес с кем-то, к кому применены санкции, следует мне беспокоиться?». Ответ: «Да». Лица, оказывающие материальную поддержку лицам, находящимся под санкциями / организациям, могут сами стать объектом санкций. Ответ на вопрос, могут ли санкции против физического лица также повлиять и на бизнес, которым он или она обладает, также - «Да», - пояснил Дэниэл Лангенкемп.

Ограничительные меры (санкции) как часть политики непризнания попытки РФ незаконно аннексировать Крым и Севастополь Европейский Союз и США начали вводить сразу после так называемого «референдума». 17 марта 2014 США применили санкции (блокировка активов и запрет въезда) против 11 официальных лиц - граждан Украины (Виктор Янукович, Виктор Медведчук, Владимир Константинов, Сергей Аксенов) и России (Валентина Матвиенко, Дмитрий Рогозин, Сергей Глазьев, Владислав Сурков Елена Мизулина, Леонид Слуцкий, Андрей Клишас).

В тот же день Совет ЕС согласовал введение санкций в отношении 21 человека - граждан Украины и РФ, «ответственных за действия, подрывающие или угрожают территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины». «Черные списки» лиц, к которым применены персональные санкции ЕС и США, постоянно расширяются.

Позже были введены секторальные санкции - экономические, торговые и финансовые ограничения по Крыму. В июне 2014 года Европейский Совет запретил ввоз в страны ЕС товаров, произведенных на оккупированном полуострове - за исключением тех, которые имеют сертификат происхождения, предоставленный правительством Украины. В июле и декабре 2014 года Совет ЕС принял дополнительные меры по ограничению торговли и инвестиций в Крым. Кроме того, была ограничена торговля товарами и технологиями для использования в отдельных секторах Крыма. Европейцам и компаниям, которые размещены в странах ЕС запрещено:

  • инвестировать в Крым или Севастополь (покупать недвижимость и предприятия на полуострове, финансировать крымские компании или предоставлять связанные с этим услуги);
  • экспортировать определенные товары и технологии для крымских компаний;
  • экспортировать товары или технологии для использования в Крыму в следующих секторах: транспортном, телекоммуникационном, энергетическом, связанном с разведкой, освоением и добычей нефти, газа и полезных ископаемых;
  • оказывать брокерские, строительные и инженерные услуги, связанные с инфраструктурой в этих секторах;
  • предоставлять услуги, связанные с туристической деятельностью в Крыму, в том числе в морской отрасли;
  • создавать совместные предприятия как на территории Крыма и Севастополя, так и с юрлицами, находящимися на полуострове;
  • участвовать в действиях, целью или эффектом которых является обход санкций.