СхемЫ обходА "крЫмських санкцИй"
«Крымские санкции» являются частью политики ЕС и США непризнания попытки незаконной аннексии Крыма и Севастополя Россией. Поэтому санкции «за Крым и Севастополь» будут действовать до их деоккупации и возвращения территории полуострова под контроль Украины.
Важно, чтобы санкции были эффективными и выполняли свое назначение, а для этого надо знать, как они работают и где - пробуксовывают, кто и как обходит эти ограничения, с чем Россия «научилась жить» безболезненно и в каких секторах нуждаются в коррекции. (Текстовая версия специального выпуска программы «Вопрос национальной безопасности», эфир ТРК «Черноморская»).
О намерении ввести санкции против России за действия в Крыму США и Европейский Союз предупреждали еще до проведения так называемого «референдума», что и подтвердили соответствующими решениями уже на следующий день - 17 марта 2014. Первые западные санкции были персональными - они были введены против официальных лиц, посягнувших на нарушение территориальной целостности Украины.

Но «крымские санкции» - не только персональные, как часто манипулируют их «незначимость» российские политики и СМИ, они - и секторальные.
С 2014 года санкции и ЕС, и США запрещают своим гражданам инвестировать в крымскую экономику, покупать бизнес в Крыму предоставлять услуги и товары крымским компаниям. Под тотальным запретом банковский, энергетический, транспортный, строительный секторы, разведка и добыча нефти, газа, полезных ископаемых и вся их инфраструктура, а также новые технологии в этих областях, запрет импорта товаров из Крыма.
Активы фигурантов санкционных списков блокируются, а гражданам и компаниям США и ЕС запрещено осуществлять с ними любые операции. Нарушители этого запрета и их компании рискуют сами попасть под санкции.

«Крымские санкции» будут действовать до полной деоккупации Крыму, являясь частью политики непризнания попытки аннексии РФ Крыма и Севастополя. (Подробно об этом читайте и смотрите в материале ЦЖР Политика непризнания. От Маньчжоу-го до Крыма). Как влияют санкции на состояние различных секторов экономики Крыма ЦЖР расскажет в течение двух месяцев в шести исследованиях. В этом материале остановимся на самых популярных схемах их обхода в различных секторах экономики и видах деятельности бизнеса, выявленных журналистскими расследованиями.
ВПК. Top secret
В первые годы оккупации Крыма и Севастополя, Россия стремительно сделала то, ради чего и захватывала полуостров - превратила его в гигантскую военную базу, изменив баланс сил во всем регионе. Даже блок-кондукторы «Черноморнефтегаза» на захваченных украинских месторождениях на шельфе Черного моря теперь имеют военное назначение - на них установлено радиолокационное оборудование для мониторинга обстановки на воде и под водой.

Захваченные украинские государственные предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК) сначала осторожно обсадили «кураторами». А после внесения заводов в санкционных списков ЕС и США, интегрировали в российской оборонки и включили в государственный оборонный заказ (ГОЗ).
Татьяна Гучакова
эксперт Института Черноморських стратегических исследований
«Это государственная политика России. Охарактеризовать ее можно одним словом - засекречивание. Оно наращивалось поэтапно. Еще в сентябре 2015 был закрыт доступ к реестру предприятий ВПК, в который были внесены несколько крымских заводов. В феврале 2017 появился так называемый «черный ящик» закупок гособоронзаказа. То есть все, что касается ГОЗ, идет не в открытых системах закупок, это - закрытая информация».
Следующим уровнем защиты от западных санкций стало разрешение правительства РФ на закрытие доступа в Едином государственном реестре (ЕГРЮЛ) данных юридических лиц, находящихся под санкциями, а также расположенных в Крыму и которые потенциально могут стать фигурантами санкционных списков ЕС и США.

Компании из Крыма, в том числе - частные, получающие оборонный заказ РФ, пытаются спрятаться от санкций, регистрируя компании на территории РФ, или же создавая новые компании-двойники.
Для примера возьмем компанию УРАНИС, которая была основана Игорем Калюжным и его сыновьями Леонидом и Владимиром в 2006 году в Севастополе на базе доли завода МУССОН.

Предприятие достаточно известное в мире как разработчик и производитель недорогих, но надежных комплексов радиосвязи на коротких и ультракоротких волнах, морских радиоэлектронных приборов - антенн, усилителей и спутниковых аварийных радиобуев.

До оккупации Севастополя 100% продукции УРАНИС шло на экспорт. После оккупации, надеясь на большой российский оборонзаказ, одно и то же производство зарегистрировали в РФ как двух юрлиц ОАО «УРАНИС-радиосистемы» - для работы с русским ДОЗ, и ООО «УРАНИС» (такое же название и в украинском держрееестри), что должно было продолжать внешнеэкономическую деятельность.

Хитрость с компаниями-клонами и старые связи еще два года после оккупации Севастополя позволяли Ураниси беспрепятственно работать на экспорт. Но уже в 2016 году компания попадает под западные санкции. Несмотря на это, компания продолжает поставлять свою продукцию на экспорт - через таможенную границу в Москве.

Об этой схеме один из основателей УРАНИС - Леонид Калюжный простосердечно рассказал во время выступления на форуме поставщиков Минобороны, который проходил в Крыму в 2018 году: «В нашей экспортной деятельности предприятие пользуется программным обеспечением для дистанционного таможенного декларирования, поскольку сегодня вся таможенная деятельность нами осуществляется в Москве».

До оккупации 70% процентов комплектующих УРАНИС получал из-за границы. Поэтому после 2014-го ему пришлось пройти импортозамещения - теперь у него десятки российских поставщиков. Такая же ситуация в каждом захваченном Россией предприятии украинского ВПК.

«Небольшой анализ производственных связей 30 крымских предприятий ВПК дал в результате более полутора сотен российских партнеров, их география - от Калининграда до Хабаровска. В России становится трудно найти предприятие, которое бы не засветилось в Крыму, особенно в некоторых секторах», - говорит Татьяна Гучакова.
Все российское судостроительство уже давно заслужило ббыть под секторальными санкциями.
Татьяна Гучакова, эксперт Института Черноморских стратегических исследований
По логике западных санкций, все контрагенты подсанкционных заводов в Крыму и Севастополе - потенциальные фигуранты на попадание в списки США и ЕС. Но счет пошел на сотни компаний, поэтому в этих областях нужно вводить секторальные санкции.
Финансовый сектор. Корреспондентские счета и лизинг
«Следите за деньгами», учил расследователей классик из ФБР. Деньги оставляют следы, поэтому чтобы спрятаться от финансовой разведки США и санкций, в России засекречивают не только размещенияе государственного оборонзаказа, но и данные о банках, которые его обслуживают. Законом разрешено теперь не публиковать данные об уполномоченных на сопровождение подрядов ГОЗ банков, хотя Центробанк РФ делал это каждый месяц.

Санкции в сфере банковских услуг - одни из самых страшных, так как банковская система - это позвоночник финансового организма страны. После того, как ЕС и США начали вводить санкции за оккупацию Крыма, из него вышли не только украинские банки и представительства западных, но и крупнейшие российские. В целом же, из 33 российских банков, которые с 2014 года работали в Крыму и Севастополе, выжили только шесть. Но, вероятно, что скоро станет пять.

Севастопольский морской банк, принадлежащий «паромщику оккупации» Александру Анненкову, владельцу Керченской переправы и группы компаний АнРусТранс, обанкротился и в него введена временная администрация.

Поэтому в банковском секторе схемы обхода санкций выводят за пределы полуострова - на другой берег Керченского пролива.

Юрий Смелянський, экономический эксперт из Крыма, одним из инструментов обхода санкций называет сеть корреспондентских счетов, крымские банки открывают в банках РФ, которые сами не присутствуют в Крыму. Например, в банке ВТБ или «Сбербанке». Те, в свою очередь, имеют свои корреспондентские счета в западных банках, также проводя какие-то операции на территории РФ работая с российскими компаниями, открывают корреспондентские счета в банках.
Таким образом изоляция крымских банков и действие ограничений, введенных ЕС и США по финансовому сектору Крыму, снижается.
Юрий Смелянський
экономический эксперт
«Поэтому Украина и западные партнеры должны занять жесткую позицию в отношении корреспондирующих счетов крымских банков. Если у российского банка есть корреспондентский счет в банке в Крыму, то такой банк выводится из мировой системы взаимодействия по корреспондирующим счетам. Хочешь иметь у себя счет крымского банка или российские власти заставляют тебя - нет проблем. Но тогда США и европейские банки не предоставят тебе свои площадки для открытия таких счетов и сами не будут у тебя это делать»
Жители Крыма, чтобы иметь возможность получать переводы или покупать вещи в онлайн-магазинах, также пользуются схемой корреспондентских счетов, которые открывают в банках на территории соседнего Краснодарского края. Они даже не выезжая за пределы Крыма по почте могут получать от некрымских банков пластиковые карты Mastercard или Visa, которые не имитирует ни один крымских банк.

Ухищрения крымчан с покупками онлайн почти обошлось компании AMAZON в миллион долларов штрафа от министерства финансов США. Они выписывали товары, обманывая систему идентификации AMAZON неправильным написания слова Crimea, писали первой буквы не C, а K - Krimea.

Но это мелочи в сравнении с миллиардными транзакциями, которые сопровождают бизнес в сферах экономики Крыма, на которые не распространяются секторальные санкции.
Компании-клоны
Суть схемы: клонирование крымских компаний для одновременного существования и в украинской, и в российской юрисдикции, или же с регистрацией предприятия в Крыму и в РФ для обхода нескольких запретов - на инвестиции в Крым, на открытие нового бизнеса и экспорт произведенных в Крыму товаров.
Авторами и пионерами внедрения схемы компаний-клонов вполне заслуженно можно считать украинских миллионеров и олигархов.

Дмитрий Фирташ, которому принадлежит завод «Титан» в оккупированном Крыму, изменил юридический адрес компании на Киев, название - на Юкрейниан Кемикал Продактс, а сам производственный комплекс стал Армянским филиалом. Параллельно в Москве на доверенных лиц зарегистрировали ООО «Титановые инвестиции», которое взяло завод в аренду. Сырье – ильменитовый концентрат до сих пор: меняя «ильменитовую схему», возят из Украины. Поэтому в Украине компания может отчитываться, что не занимается производством двуокиси титана в Крыму, а тем более не экспортирует его вопреки санкциям. Московская компания попала под санкции. Но не Фирташ и не его западные компании.
Зерновой терминал компании "Авлита" в Севастополе

Фото: krymr.com
Стивидорная компания «Авлита» с наибольшим в Крыму зерновым терминалом и «Морской индустриальный комплекс» с наибольшим сухим доком в Севастополе принадлежали богатому Украинский Ринату Ахметову.

«Авлита» – один из крупнейших нарушителей крымских санкций: систематически отгружает на незаконный экспорт зерно и другие грузы, обслуживает суда, незаконно заходят в закрытые порты Крыма. Чтобы не попасть под санкции, портовые активы Ахметова в Севастополе, зарегистрированные и в Украине, и в РФ, переписали на московские компании, бенефициарами указали менеджеров московского кума олигарха - композитора Игоря Крутого.

В 2018 году и «Авліта», и «МИК» были проданы ООО «Морские и Нефтегазовые проекты», который через «Завод Красное Сормово» входиит в государственную «Объединенную судостроительную корпорацию». Гиганта российской оборонки, находящегося под санкциями ЕС и США. Но не «Авлита», и не Ахметов.

Если послушать народного депутата Александра Герегу, то он почти партизанит в Крыму, продолжая там вести бизнес. После оккупации Крыма Россией его гипермаркеты «Эпицентр» и «Новая линия» изменили свои вывески на «Новацентр». Основателем новой крымской компании стала фирма, которую Герега зарегистрировал в подмосковном Пушкино в мае 2014 года, отрезав таким образом свой крымский бизнес от украинского.

«Новацентр» даже принимал участие в российских госзакупках – продавал стройматериалы Черноморскому флоту и украденному у Украины санаторию «Нижняя Ореанда», который находится под санкциями.

Как ни странно это звучит, но с точки зрения украинского законодательства компании Фирташа, Ахметова, Косюка, Гереги и других миллионеров не являются нарушителями санкций. Потому что закон о создании фейковых СЭЗ «Крым» на оккупированной территории позволяет все то, что западные санкции запрещают - вести и развивать бизнес в Крыму. И это государством Украина (в лице ВР прошлого созыва и президента Петра Порошенко) узаконена схема обхода санкций ЕС и США, что подрывает действие западных санкций (ее последствия мы подробно опишем в материале об украинской санкционной политике).
Откуда в Крыму новые BMW, Adidas и Apple?
К 2014 году крымские автодилеры, продающие автомобили европейских производителей, работали с украинской сетью. После оккупации - переключились на русскую.

На сайте симферопольской компании «Автодель» - одного из крупнейших дилеров европейских производителей, можно увидеть богатое меню о продаже и обслуживанию автомобилей, среди которых - и БМВ, дилером которого компания себя называет.

Но на сайте самой компании БМВ в России в разделе дилерская сеть на карте Крыма нет ни одной отметки. Блийжайшие официальные дилеры – в Новороссийске и Краснодаре. И это не «Автодель».
Юсуф Куркчи
первый заместитель министра по вопросам ВОТ у 2016-2019 годах,
курировал санкционные вопросы
«Человек, который покупает автомобиль западных производителей в Крыму, не имеет возможности официально или прозрачно оформить кредит на покупку автомобиля в Крыму, получать гаранийное обслуживание. И эти органичения обошли таким образом, что все гарантии, все эти услуги оформляются через Красндарский край, который географически ближайший к оккупированной территории»
Итак, деятельность таких центров как «Автодель» – серая. Но как указало в коментарии DW Федеральное ведомство экономики и экспортного контроля ФРГ, под санкционный запрет ЕС иномарки-легковушки не подпадают. Продавать в Крым нельзя лишь «автотранспортные средства, предназначенные для перевозки десяти и более человек, а также автотранспортные средства специального назначения».

В министерстве по вопросам временно оккупированных территорий Украины предыдущих правительств, где вели мониторинг по выявлению нарушителей санкций, считали иначе: работа дилерских сетей по продаже авто европейских марок в Крыму нарушает политику непризнания, следовательно, должна быть запрещена. Кроме того, поставки автомобилей на полуостров происходят с нарушением украинской границы и правил въезда на оккупированную территорию, а, следовательно, угрожают национальной безопасности Украины.

«Мы подготовили несколько пакетов предложений для применения санкций СНБО о продаже в Крыму мировых автомобильных брендов, которые входят в топ-продаж - это и KIA, Renault, и Volkswagen. Но нам не хватило времени довести эту работу до логического завершения - до национальных санкций, - говорит Юсуф Куркчи.

В том же комментарии DW Федеральное ведомство также сообщало, что продавать легковые авто запрещено лицам, находящимся под санкциями ЕС. Компании - нарушители оскандалятся, а их менеджеры могут попасть в тюрьму на 5 лет.
Что ж, давайте ппроверим
Так называемый председатель Госсовета Крыму, Владимир Константинов, как известно, ярый автолюбитель. И с марта 2014 он присутствует во всех санкционных списках. Как свидетельствует декларация коллаборанта, в прошлом году его автопарк пополнился новеньким BMW x7 M50d. Автомобиль указан как его собственность, следовательно запрет не сработал, разве что предположить, что Константинов купил новую машину с рук - через подставное лицо.

Санкциями ЕС запрещено поставлять на полуостров автобусы, грузовые автомобили и спецтехнику производства европейских компаний. Впрочем, и для ввоза на оккупированную территорию тяжелой техники как европейских, так и крупных российских производителей, которые опасаются санкций, придуманная схема - через договоры лизинга. То есть, финансовой аренды техники. Этим оккупанты убивают двух зайцев.

Во-первых, частично восполняют дефицит доступных малому и среднему бизнесу банковских кредитов, так как с банками, как помните в Крыму совсем туго из-за санкций. И во-вторых, обходят санкционный запрет на ввоз тяжелой и специальной техники.

Для примера. Есть в Крыму подсанкционный Генбанк, с которым не будет иметь дело не только европейский производитель, но и российский КАМАЗ. Поэтому создается компания «Ген лизинг» - созвучна по названию с банком, но зарегистрирована на одно физлицо. Далее дела с подсанкционным банком имеет уже «Ген лизинг», который привлекает средства «Генбанка, и договаривается с КАМАЗом. И не только. На сайте лизинговой компании является сообщение о совместной акции с PSA Peugeot Citroën Russis, то есть, общим французско-российским предприятием, по которой клиент получает 11% скидки на полученные в лизинг автомобили
Peugeot і Citroën.

«Сами лизинговые операции в перечень санкций не попали. Соответственно, через те же корреспондентские счета в банках, через вхождение компаний, которые занимаются исключительно операциями лизинга в Крыму, может решаться целый ряд инвестиционных вопросов. И это те дыры, пробоины, которые существуют в системе финансовых санкций против России », - говорит Юрий Смелянський.

Подобная схема работы в Крыму через компании-прокладки на территории Крыма и России, наблюдается и с продажей на полуострове товаров мировых брендов - от одежды до гаджетов.
И это является большим недостатком санкционного режима ЕС, не прописывает запрет продавать товары на оккупированной территории по франчайзинговым соглашениям, считает Татьяна Гучакова:

«Мы уже уже прекратили удивляться: ой, вот там магазин Adidas, а там еще какой-то европейский бренд работает. Это все франчайзинговые схемы. Юрлицо зарегистрировано в России, в Крыму его вроде бы нет, а они там есть! Поэтому любой франчайзинговый договор с компаниями из стран ЕС и США должен содержать четкий пункт о запрете работы на временно оккупированной территории Украины».
Сектор, который выпал из гнезда санкций
И напоследок - о секторе экономики, на который вообще не распространены западные секторальные санкции, а Украина их не вводила вообще. И зря. Это сектор агропромышленного комплекса и рынка земель.

Несмотря на нехватку воды, в Крыму стремительно идет передел и освоение аграрных земель. В обозе российских чиновников и силовиков (многие из которых в санкционных списках!) В Крым едет и бизнес. Модным стало иметь свои сады, виноградники и винодельни. Поэтому потребность в саженцах плодовых деревьев и черенках винограда в Крыму колоссальная - более 10 млн. штук в год, который крымские питомники не могут удовлетворить.

ЦЖР получил прямые подтверждения того, что питомники из стран-членов ЕС - Италии, Франции, Австрии, Сербии, Болгарии, Молдовы продают саженцы крымским компаниям и осуществляют прямые поставки на полуостров. Доказательством этого является разрешения Россельхознадзора крымским компаниям на ввоз саженцев из европейских питомников, которые были опубликованы на сайте ведомства и подтверждение прямых поставок саженцев в Крым сотрудниками этих компаний в разговоре с корреспондентами ЦЖР.
Бывшая директор одной из аграрных компаний рассказала, что некоторые питомники в Европе «боятся непосредственно отгружать в Крым, боятся санкций, так как их министерства отслеживают, чтобы они там не работали. Но при всем при этом все равно люди ищут возможность коммерческой составляющей, как продать эти саженцы». Алла Фещук-Берегельська, руководитель «Крымской фруктовой компании» сообщила, что несмотря на санкции, саженцы плодовых деревьев закупались у европейских компаний «напрямую и официально»:

В Крым саженцы из европейских питомников доставляются рефрижераторами, которые поддерживают необходимый температурный режим. ЦЖР получил документы из «Крымской таможни», с номерами этих рефрижераторов и контейнеров, свидетельствующие о прямых поставках товаров из стран ЕС.

Добраться полуострова они могли только одним путем - через Керченский пролив, а это значит незаконное пересечение государственной границы Украины и нарушение режима закрытых портов Крыма.

Мы собрали также немало информации о поставках предприятиям в Крыму техники производства европейских компаний и современных технологий выращивания сельскохозяйственных культур. Среди них - и компании, принадлежащие подсанкционным лицам. Предприятие «Скворцово», принадлежащее эксминистру АПК оккупированного Крыма Виктору Полищуку, закупило 20 комбайнов в Голландии. Его сын Игорь Полищук, который является гендиректором группы компаний, говорит в интервью местному каналу, что деньги решают все: «Когда говорят между собой два владельца о том, что надо подписать контракт на 100-300 тысяч евро, то европейцы тогда уже сами думают как они будут перевозить технику в Крым».

Однако секторальные санкции ЕС на агропромышленный комплекс Крыма и Севастополя не распространены. Действуют только общие запреты на транзакции в Крым и бизнес с пидсанкцийнимы лицами, открытие нового бизнеса и инвестиции.

Почему так важно расширить секторальные санкции ЕС и на аграрный сектор и земельный банк в Крыму? Потому что Россия проводит агрессивную политику колонизации, изменяя структуру населения и распределение ресурсов. Дискриминационный указ президента Путина, запрещающий негражданам России владеть землей на большинстве территории Крыма, приведет к изъятию земли у украинского населения полуострова и перераспределение ее в пользу россиян.

На подходе продажа государственного объединения «Массандра», в состав которого входят 9 совхозов-заводов с тысячами гектаров земли. «Массандра» уже внесена в санкционных списков ЕС и США. А вот попадут к ним те, кто ее купит и хозяйничать на украденных украинских государственных землях?