“Дорогой Крым”: Замок для границы

Publications

Screenshot_4“Центр журналистских расследований” открывает серию публикаций в рамках проекта “Дорогой Крым” – мы рассказываем, что именно строит Россия в подконтрольном ей Крыму, и на какие деньги. Полагаем, что эта информация будет интересна не только тем, кто остался жить или выехал из Крыма, но и российским налогоплательщикам. Они должны знать, зачем на самом деле России Крым, и на сто конкретно тратятся их налоги.

Начнем с границы. Пока мы ограничиваемся той информацией, которая публикуется на сайте государственных закупок России и в других открытых источниках. Но если вы располагаете информацией, которая может помочь развитию проекта и информированности общества, мы приглашаем вас к сотрудничеству.

Обустройством новой границы в Крыму занимаются две федеральные структуры – Агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации и  казенное учреждение “Пограничное управление федеральной службы безопасности по республике Крым”. Первый заказчик, Росграница, занимается закупкой строительства элементов инфраструктуры – преимущественно расширенных пунктов пропуска. ФСБ, скажем так, эту инфраструктуру комплектует. Колючей проволокой, например.

Начнем с объектов Росграницы. Общая картина такова: Москва готова потратить достаточно крупные суммы на существенное расширение трех пунктов пропуска в северной части полуострова: “Перекоп”, “Армянск” и “Джанкой”. Какие именно суммы, пока сказать не можем – на сайте государственных закупок есть информация только о закупке проектно-изыскательских работ. На проектную документацию по расширению пункта пропуска “Перекоп” ОАО “711 Военпроект” получит свыше 29 миллионов рублей. На документацию по реконструкции пункта пропуска “Армянск”  “711 военпроект” получит почти 45 миллионов рублей. За документы по реконструкции автомобильного пункта пропуска “Джанкой” то же ОАО получит почти 49 миллионов.Screenshot_6

Кроме закупки документации, мы обнаружили заказ и на фактические работы. Площадки и проезды на пункте пропуска Армянск за 5 миллионов рублей отремонтирует симферопольское ООО “Престиж”.

Но самое большое наше удивление вызвали две другие закупки Росграницы. Российская Федерация тратит деньги на пункты пропуска, в которых по сути сегодня нет смысла. ООО “Крым Строй” за 2,5 миллиона рублей установит на железнодорожных пунктах пропуска “Армянск” и “Джанкой” слаботочную систему. Какой в этом смысл, если железнодорожное сообщение с Крымом фактически разорвано, непонятно. Как непонятно и то, зачем в бывшем когда-то междунродным аэропорту “Симферополь” воздушный пункт пропуска через границу. Несмотря на то, что любая авиакомпания на международных авиалиниях после залета в Симферополь автоматически попадает под санкции, на проектную документацию пограничного пункта “Росграница” потратит свыше 7 миллионов рублей, получит эти краснодарское деньги ООО “Телеком-монтаж-юг”.

Screenshot_10Теперь о колючей проволоке. На сайте государственных закупок Российской федерации мы обнаружили шесть закупок проволоки и оградительных сооружений, завершенных пограничным управлением ФСБ в 2014-2015 годах.

8 тонн 900 килограммов оцинкованной колючей проволоки за 654 145,08 рублей закуплено у ООО “Метизная компания-Краснодар”. Судя по документации торгов, проволока должна поставляться мотками от 400 метров, при этом весить один моток должен до 37 килограммов. Путем нехитрых арифметических вычислений выясняем, что в данный заказ входит не менее 96 километров “колючки”.

 Еще один заказ на поставку аналогичного товара, оцинкованной колючей проволоки, проволоки, вышел на сумму 537 431 рублей. Этот заказ был реализован в 2014 году и обошелся дешевле – на меньшую сумму закуплено больше проволоки, 9 тонн 300 килограммов. Исходя из техдокументации, это не менее, чем 100 километров “колючки”. Закуплена проволока у ООО “Орметиз”.

Эта же фирма была определена поставщиком по еще одному заказу погрануправления ФСБ по Крыму – армированной колючей проволоки “Егоза”. За 1 035 903,73 рублей приобретено 500 бухт такой проволоки, каждая из которых растягивается на 15 метров, что в сумме составит 7,5 километров.

Screenshot_8

“Орметизу” достался и самый крупнный контракт по поставке проволоки погрануправлению ФСБ по Крыму – на 3,7 миллиона рублей. Закуплена “путанка” – малозаметная сеть, крепко спутывающая ноги человека, попытавшегося перейти защищенный ею участок. Как работает “путанка”, можно понять из этих кадров акции батальона “Айдар” под зданием ВСУ 2 февраля 2015 года.


“Путанка” также эффективна против техники – попав под колеса, она делает невозможным их дальнейшее вращение.

Закуплено 1000 пакетов по 48 гирлянд в каждом. Если мы правильно расшифровали техдокументацию, то в каждом пакете должно содержаться 48 гирлянд, параметры которых в развернутом виде – 10Х5Х1,4 метров. В сумме это дает почти 500 километров протяженности.

В прошлом году у того же “Орметиза” была закуплена та же проволочная “путанка” – на 829 125 рублей 250 пакетов. В сумме это дает 120 километров. 

Если суммировать общую протяженность закупленной ФСБ проволоки, получится около 830 километров. Каждому крымчанину из уроков краеведения должно быть известно, что протяженность границ Крымского полуострова составляет около 2,5 тысяч километров. Получается, за год ФСБ закупила проволоки столько, что хватит на треть этого расстояния. Помнится, еще в 2004 году российские политтехнологи пугали крымчан тем, что полуостров “обнесут” колючкой. Только сделать это, согласно пропаганде, должны были “оранжевые”, а сейчас выясняется, что фактически это делает Россия. Разумеется, это фигура речи, и в буквальном смысле даже ФСБ вряд ли будет полностью обматывать Крым проволокой. Скорее всего, будет усилена “граница” на севере Крыма. Общего километража хватит на то, чтобы перетянуть проволокой место смычки полуострова с материком (с учетом водной поверхности) 8-9 раз.