31 марта на заседании Совета безопасности ООН обсудили ситуацию в Крыму. Глава правления ОО “Информационный пресс-центр” и главный редактор Центра журналистских расследований Валентина Самар в ходе неформальной встречи рассказала о массовых нарушениях прав человека и свободы слова в Крыму. Приводим полный текст ее выступления.
Уважаемые дамы и господа!
Я буду говорить о вещах, которые нельзя откладывать на потом – на период после урегулирования крымской проблемы в целом, или достижения какого-то прогресса в переговорах высокого уровня по поводу кризиса, вызванного второй аннексией Крыма Российской Федерацией. Я хочу призвать вас со всей серьезностью отнестись к тому, что сегодня в Крыму, несмотря на то, что почти не слышны выстрелы, нет массовых убийств или концлагерей, мы наблюдаем многочисленные факты нарушения прав человека и основоположных свобод. И если сегодня со стороны международного сообщества им не будет дана должная оценка и не будут приняты надлежащие меры, случаи безнаказанного насилия по отношению к журналистам и инакомыслящим, случаи исчезновения людей и откровенного грабежа имущества в Крыму станут нормой. Уже сегодня Крым становится одним из самых опасных регионов: украинское законодательство уже не исполняется, российское – еще не введено в действие, самопровозглашенная власть республики Крым сама себе присваивает полномочия, право на справедливый суд отсутствует напрочь, нормы международного права игнорируются. При этом парамилитарные группы, такие как т.н. «самооборона Крыма», вооружены и неизвестно как и кому подчиняются.
Наверное, вы согласитесь, что новейшие методы ведения войн определяют и иной «вид» жертв. Они достигаются без применения огнестрельного оружия, потому что сегодня оружием массового поражения становятся информационные технологии, которые являются обязательной составляющей военных спецопераций. Поэтому блокаду информационную уже можно сравнивать с блокадой продовольственной, а манипулятивные технологии в СМИ, которые вводят людей в заблуждение и порождают ложный страх или ненависть к людям другой национальности или политических взглядов – с химическим оружием. Все это было наглядно продемонстрировано в процессе аннексии Крыма.
Именно поэтому в такой войне мишенью становятся журналисты и СМИ, которые, придерживаясь профессиональных стандартов и используя технические возможности, дают своей аудитории реальную картинку и неискаженную информацию о происходящем с места события. C момента фактической аннексии РФ Крымского полуострова «Центром журналистских расследований, а также рядом правозащитных организаций» и инициатив – таких как ИМИ, Крымская полевая миссия Международной группы правозащитников по ситуации в Украине, которая объединяет правозащитников из России, Украины и других стран СНГ, Крым SOS зафиксированы массовые случаи нарушения прав журналистов: нападения, избиения, уничтожение оборудование или незаконное его изъятие и присвоение, угрозы, похищения, прямое препятствование профессиональной деятельности журналистов и СМИ, блокирование вещания украинских телеканалов и т.п. Кроме того, ЦЖР на протяжении всего крымского кризиса ведет мониторинг пропавших украинских военных, большинство из которых на сегодня уже освобождены.
За период с 27 февраля по 30 марта нами было зафиксировано более 100 случаев нарушения прав украинских и иностранных журналистов при выполнении ими профессиональных обязанностей, которые также являются грубыми нарушениями прав человека. Среди них – 38 случаев нападений на журналистов и активистов со стороны т.н. самообороны Крыма, сотрудников «Беркута» или российских военнослужащих, которые сопровождались также препятствованием в реализации права на свободу слова и выражения мнений, свободу перемещения.
В 13 из этих случаев журналисты или активисты были задержаны или заблокированы в течение разного периода времени – от нескольких часов до недель У всех журналистов, которые подверглись нападению или незаконному задержанию, было отобрано или повреждено оборудование, или отобраны карты памяти с записями телекамер, фотокамер, компьютеров, телефонов.
Блокированию в передвижении в деятельности со стороны «самообороны Аксенова» также были подвержены представитель ОБСЕ по вопросам свободы слова Дунья Миятович и специальный посланник генерального секретаря ООН Роберт Серри.
В целом же, в течение месяца в Крыму были похищены или незаконно задержаны три журналиста, 12 активистов и десять военнослужащих. Многих т.н. самооборона Крыма содержала в подвалах республиканского военкомата. Судьба двух военных и трех активистов до сих пор неизвестна. Те, кого удалось освободить, публично заявили о том, что в плену их избивали, морили голодом, стреляли по ним из травматического и огнестрельного оружия. Лидера украинской громады Крыма Андрея Щекуна, который организовывал акции против «референдума» и аннексии Крыма, избивали и, раздев донага, пытали на электрическом стуле. Он также получил множественные ранения из травматического оружия. Юрию Шевченко прострелили обе ноги из огнестрельного оружия и отрезали ухо. Журналистов, которые вели прямые трансляции со штурмов украинских воинских частей российскими военными и т.н. самообороной, преследовали целенаправленно и жестоко избивали, а оборудование уничтожали или грабили.
Крымская полевая миссия Международной группы правозащитников по ситуации в Украине вынуждена была констатировать, что работа журналистов в Крыму сопряжена с постоянными угрозами и препятствованием в осуществлении профессиональной деятельности.
Наиболее резонансными были названы случаи содержания в неволе (в т.ч., группы украинских журналистов, задержанных и въезде в Крым Елены Максименко, Олеся Кромпляса и Евгения Рахно), избиение сотрудников СМИ (журналистов крымскотатарского телеканала АТР, которые вели оналйнтрансляции событий, при штурме в/ч в Севастополе -корреспондентов телеканала «Интер» Андрея Цаплиенко и Елены Механик, режиссера 5-го канала Антона Локтионова, корреспондента интернет-издания «Русская планета» Павла Никулина), изъятие съемочной аппаратуры и видеозаписей, которым подверглись группы более 10 СМИ, в том числе АР, целого ряда телеканалов и интернет-изданий из Франции, Болгарии, Греции.
Среди других грубых нарушений правозащитники отмечают действия, направленные на блокирование работы независимых от самопровозглашенных властей Крыма средств массовой информации: захват помещений, отключение телеканалов от аналогового вещания и захват и повреждение передающего оборудования.
Перед проведением референдума Крым оказался в настоящей информационной блокаде: вещание всех украинских каналов было отключено, на их частотах осуществляется трансляция российских каналов, которые ведут согласованную массированную антиукраинскую пропаганду. Во время проведения т.н. референдума журналисты не допускались на участки во время подсчета голосов и подведения результатов, а двух операторов студии «Вавилон-13» похитили и почти неделю держали в неволе бойцы т.н.самообороны.
Украинские СМИ уже опубликовали видео, которое доказывает, что крымскотатарский активист Решат Аметов был похищен во время его пикета против оккупации Крыма Россией на площади у здания Совета министров Крыма. Его нашли 15 марта в поле села Земляничное Белогородского района со следами пыток.
И в заключении, об угрозах, которые уже на пороге Крыма и принесут новые многочисленные факты нарушения прав человека. Жители полуострова, не имеющие крымской регистрации на 18 марта 2014 года, объявлены «иностранными гражданами» и должны до 19 апреля покинуть полуостров. Представитель Федеральной миграционной службы Российской Федерации Виктория Гичко заявила, что эти люди затем могут въехать в Крым и на «законных основаниях оформить вид на жительство».
Не известно, на основании каких полномочий и какого закона, но президиум Госсовета Крыма утвердил список «лиц, пребывание которых на территории Республики является нежелательным». В него вошли 320 фамилий. Большая часть из них – это депутаты украинского парламента, которые проголосовали за досрочное прекращение полномочий Верховной Рады АРК за принятие антиконституционных решений, или в той или иной форме осудили отделение полуострова от Украины. Таким образом, список «персон нон-грата», состсавленный без правовых оснований, может расширяться до бесконечности – несогласных с оккупацией Крыма много.
С мая вступают в силу изменения к статье 280 УК РФ, которые предполагает уголовную ответственность за «публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации» , наказание за распространение которых посредством СМИ и Интернета предполагают лишение свободы на срок до пяти лет. Таким образом высказывать мнение, например, о законности аннексии Крыма Россией без угрозы «правовых» последствий будет невозможно. Учитывая непомерно широкую трактовку понятия таких «призывов», можно опасаться, что данная статья будет использоваться для давления на СМИ и преследования инакомыслящих.
Каким образом остановить нарастающий вал нарушений прав человека – похищения, незаконное удержание в неволе, нападения на журналистов, нарушение свободы слова, свободы прессы и вырадения мнений, свободы передвижения? На наш взгляд, в Крыму срочно необходимо организовать постоянное присутствие международных наблюдателей. Было бы правильным, если бы в Крыму была открыта постоянная миссия ООН по правам человека. Мировое сообщество для принятия адекватных мер по защите прав человека на полуострове должно иметь достоверную и полную информацию о происходящем в Крыму.