На крупнейший в истории Украины тендер по японским электричкам на 32 млрд пришли «рога и копыта» — Наші Гроші

Новости
N100 «Hitachi» Фото: Railway Technology
N100 «Hitachi» Фото: Railway Technology

На крупнейшем в истории Украины тендере зарегистрировались три компании с электропоездами на сумму 31,64 млрд грн.

Об этом сообщает Наші Гроші со ссылкой на Прозорро.

АО «Украинская железная дорога» хочет приобрести 80 электропоездов постоянного и переменного тока для пригородных и региональных перевозок.

ООО «Ленд Холдинг» предлагает японские электрички N100 «Hitachi» по 12 290 720 евро за штуку. Но никаких документов, подтверждающих возможность поставить электрички (договор с производителем, банковская гарантия) – фирма в «Прозорро» не загрузила.

Фирма с уставным капиталом 10 тысяч гривен зарегистрирована в Ровно на Романа Семенюка из села Бояновка Ровенской области. Он же и директор фирмы. Семенюк внес в уставный капитал фирмы компьютер Samsung ценой 10 тыс грн.

Два других участника загрузили необходимые документы.

Украинский производитель «Крюковский вагоностроительный завод» сообщил, что имеет все необходимые мощности для изготовления необходимых поездов.

«Stadler Bussnang AG» (Швейцария) сообщило, что будут поставлять поезда Flirt. В заявке фирмы нет указаний на то, что производство поездов будет локализовано в Украине. Швейцарцы только предлагают помочь «Укрзалізниці» с созданием ремонтного депо или сервисного центра для поездов в Украине.

Электрички с подходящей шириной пути для постсоветских стран «Штадлер» собирает на своем заводе в Минске (Беларусь). Тендерные документы швейцарцев подписал Александр Александрович Верамейчик. Человек с таким ФИО был участником мероприятия при Министерстве экономики Беларуси.

В прошлом году представители «Штадлера» Петер Шпулер и Александр Люфт в присутствии президента Украины Владимира Зеленского подписали Меморандум о взаимопонимании с Министром инфраструктуры Александром Кубраковым и руководителем «Укрзализныци». В Меморандуме говорилось именно о 80 поездах для Украины и выделении Швейцарией кредита в размере 500 млн евро (половина цены закупки) на финансирование этой поставки.

Ожидаемая стоимость тендера «Укрзализныци» – на уровне $15 млн за один поезд. Осенью 2021 года Stadler выиграл большой тендер на поставку аналогичных электричек Flirt для Швейцарии. Тогда в борьбе со своими мировыми конкурентами Alstom и Siemens штадлеровцы были вынуждены опустить цену до $7,55 млн.

На украинский тендер эти соперники не пришли. В «Сименсе» объяснили, что главной проблемой тендера «Укрзализныци» есть то, что все виды поездов планируется приобрести по одному лоту.

«У нас есть подвижной состав, соответствующий тендеру: пригородные поезда Desiro и скоростные поезда Velaro для регионального движения. Мы готовы предложить их, но в открытых тендерах с понятными условиями», – сказал представитель представительства Siemens в Украине Дмитрий Черненький.

«Alstom» не комментировал тендер по электричкам. Но в 2021 году Верховная Рада ратифицировала соглашение с Францией на приобретение грузовых электровозов «Альстома» на 882 миллиона евро.

Как пишет журналист Юрий Николов, «ожидаемая цена тендера совершенно безумная – 15 миллионов долларов за одну электричку. Это ровно в два раза дороже, чем цена электричек того же «Штадлера» для Швейцарии».

«Вы спросите почему ж они в Европе продают настолько дешевле, чем в Украине? А потому что на швейцарском тендере у них были равнозначные конкуренты – Сименс и Альстом. Вот в той зарубе они и снизили цену в два раза. А в Украине у них конкурент – местный слабосильный завод и «рога и копыта». Причем «Сименс» прямо сказал, что тендер заточеный – Кубраков с Камышиным слепили в один лот разные электропоезда. А «Альстом» прямо сейчас в терках с Кубраковым и Зеленским о продаже Украине грузовых локомотивов на миллиард евро. Поэтому ему не с руки напрягать «Великих будивельныков» излишней конкуренцией.

Ну и да.

«Штадлер» делает свои электрички для постсоветских дорог на заводе во вражеской нам Беларуси. И в его тендерном предложении было только одно указание на хоть какую-то локализацию – они говорят, что могут помочь Украине построить сервисное депо для своих электричек. Естественно, за счет Украины».