Круизы в Крым: Путін думкою багатіє

Российскому президенту Владимиру Путину для полного счастья не хватает стабильного морского пассажирского сообщения между Россией и Крымом. Казалось бы: самолеты туда летают. Только из России, конечно, но летают. Поезда по керченскому мосту ходят - вдвое дольше чем через Украину до оккупации и гораздо дороже - но ходят. Машинами через тот же мост ездят. Но нет, надо еще теплоходное сообщение. 

Крым был привлекательным для морских круизов туристическим регионом Украины. К примеру, в 2013 году в Ялту заходили 109 круизных лайнеров, в порт Севастополя — 58. А потом пришел Путин и превратил Крым на изолированную военную базу. И пока там стоят российские войска — ни одно нормальное иностранное круизное или пассажирское судно в Крым не придет. Поэтому, чтобы компенсировать потерю, Владимир Владимирович готов хоть пинками загонять дорогих россиян в оккупационные круизы к полуострову. Но было бы куда загонять! С этим что-то не клеится. 

Накануне Нового Года Путин во время видеоконференции с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным анонсировал очередное достижение: в Крым будет ходить новое круизное судно:

«Кстати говоря, уже сделано соответствующее судно «река–море» для трёхсот пассажиров, PV300, тоже в Нижнем Новгороде на «Красном Сормове» изготовлено. Его можно было бы поставить, кстати говоря, и на линию Сочи – Крым. Это судно уже испытано, уже из Москвы дошло до Петербурга, из Петербурга до Новороссийска, это «река–море». Но через год – уже в 2021 году должны начать и в конце года, надеюсь, завершится работа, – суда с большей мореходностью. Эти суда точно можно поставить на линию Сочи – Крым. Уверен, это будет востребовано, люди за это скажут нам спасибо».

Теплоход «Мустай Карим» Фото: instagram Радий Хабиров

Так что это за суда такие, в которых так уверен сам Путин? Действительно, 20 августа 2020 года в первый круиз вышел новый круизный лайнер «Мустай Карим». Внешне похожий на утюг в стиле ретрофутуризма, за осенний сезон он успел покатать россиян Азовским морем и даже ходил в Новороссийск через Керченский пролив, но в Крым так и не зашел. С возвращением в Ростов там тоже были проблемы: судно класса «река-море» оказалось не очень морским. 

Стоит заметить, что «Мустай Карим» — это второе судно проекта PV300. Первое сих пор стоит недостроенное в Астрахани, его с учетом недостатков «Мустая Карима» обещают сделать более приспособленным к морским условиям. Рабочее название лайнера — «Петр Великий», он должен был быть завершен еще два года назад, но — что-то пошло не так. В конце 2021 года  именно он, по смелым прогнозам Путина, должен ходить между Севастополем и Сочи. Но сначала пусть достроят, потому что пока тенденция неутешительная: отсрочка сдачи круизного лайнера «Петр недоделанный» стала уже доброй привычкой.

Теплоход «Петр Великий» Фото: masterok.livejournal.com

Впрочем, безрезультатно ожидать обещанного — это генеральный базовый навык оккупированного Крыма. Так было и с попыткой реанимировать скоростное пассажирское морское сообщение между портами полуострова и Россией. 

С 2013 года на мощностях Рыбинского судостроительного завода «Вымпел», который принадлежит оружейному концерну «Калашников», неспешно строили скоростное судно на подводных крыльях «Комета 120М». Перспективы у проекта появились только после оккупации Крыма, когда Путину подали идею запустить скоростное морское сообщение между полуостровом и Краснодарским краем. В 2017 году предприятию на условиях льготного лизинга государство предоставило средства на строительство трех «Комет». И в 2018 году первое судно на подводных крыльях вышло на маршрут «Севастополь-Ялта». 

Вторую и третью «Кометы», рассказывает издание «Примечания», должны были достроить в Севастополе на площадке, которую «Вымпел» отжал у судоремонтного завода «Южный Севастополь», а четвертую и пятую — на мощностях Феодосийского завода «Море». Уже в 2019 году должно было ходить по крайней мере три «Кометы» — но до сих пор ходит одна.

«Комета 120М» у Севастополі Фото: РИА Новости

Это — результат санкций. На первой «Комете», которую спроектировали и начали строить еще до оккупации, стоят двигатели немецкой компании MTU. Конечно, после введения санкций немцы сказали: «Ауфвидерзеен!» А создать приличную замену немецким двигателям россияне оказались неспособны. Поэтому и стоят недоделанные «Кометы», ожидая то ли завершения оккупации Крыма и снятия санкций, то ли начала утилизации. 

Можно вспомнить еще многострадальный круизный лайнер «Князь Владимир» — бывший автомобильный паром, древнее корыто, которое Путин в 2017 году купил специально для рейсов между Сочи и Крымом и которое регулярно ломалось и горело.

Теплоход «Князь Владимир» Фото: cruisegid.ru

Собственно, Путин может купить хоть все круизные лайнеры мира — это сейчас легко, потому что пандемия привела к банкротству круизных империй. Все равно из-за санкционного давления гонять их все придется между Сочи, Новороссийском и Ялтой. Но Крым интересен лишь как составная больших круизов по всему Черному и Средиземному морям. Поэтому подсанкционные челночные мини-круизы имени Путина нерентабельны и мало кому нужны. Санкции — штука действенная, по крайней мере в судоходстве. Поэтому Россия в Крыму только симулирует круизную активность, морское пассажирское сообщение, и в конце концов — симулирует нормальную жизнь на оккупированном полуострове. Но симуляция — вещь ненадежная и очень затратная. Впрочем — пусть оккупант платит. 

Інформаційна агенція “Центр журналістських розслідувань”
Kyiv Kyiv Ukraine