Крымская платформа: задание на лето

Публикации
Фото: investigator.org.ua

Саммит глав государств и правительств, который состоится в Киеве 23 августа, запустит работу Крымской платформы — международной площадки по деоккупации Крыма. Однако именно Украина должна в первую очередь продемонстрировать готовность к деоккупации и реинтеграции оккупированного полуострова — не на словах, а на практике. Вот только с практикой в Украине пока не все в порядке.

Для деоккупации требуется усиление санкционного давления на государство-оккупанта. Однако санкционный механизм, прописанный в украинском законодательстве — медленный и неуклюжий. 

Для деоккупации нужна экономическая изоляция оккупированного полуострова. Однако в Украине уже седьмой год действует закон о Свободной экономической зоне «Крым», который позволяет украинским олигархам вести бизнес в Крыму. 

Для деоккупации нужно четкое видение — как будет происходить реинтеграция Крыма в экономическое, политическое, социальное и гражданское поле Украины после того, как Россия уберет оттуда свои войска и администрацию. Но проекта концепции реинтеграции общественность еще не видела. Правда, на 26 февраля, в День сопротивления оккупации Крыма, анонсировали утверждение на заседании СНБО Стратегии деоккупации и реинтеграции Крыма. Однако проект оказался сырым, и над ним продолжают работать. 

Заседание СНБО Фото: president.gov.ua

Между тем, времени до саммита осталось немного. Уже в июле Верховная Рада уходит на каникулы, да и в мае много праздничных дней. Успеют ли депутаты за неполных четыре месяца работы наверстать то, с чем не справились за последние семь лет? 

Санкционное законодательство

Действующий многоуровневый механизм согласования предложений по применению санкций неповоротлив и малоэффективенЦентр журналистских расследований писал об этом в своем спецпроекте «Как работают крымские санкции»

Каждый раз после того, как СНБО принимало решение об очередной порции санкций, общественность и журналисты-расследователи находили в санкционных списках лакуны и несоответствия. Целый ряд российских компаний и лиц, причастных к оккупации Крыма, попал в перечень украинских санкций только после настойчивых обращений Центра журналистских расследований.

Вместо того, чтобы  исправить эту ситуацию, государство иногда совершало довольно странные попытки коррекции санкционного механизма. Например, в апреле 2020 г. руководство аппарата СНБО пыталось незаконным способом определить Службу безопасности Украины координационным государственным органом по формированию и реализации санкционной политики. Попытка не имела реальных последствий, но осадок остался.

Сейчас в Верховной Раде зарегистрированы два законопроекта, имеющие целью перезагрузку санкционной системы государства. 

Народный депутат Валентин Наливайченко Фото: facebook.com/nalyvaichenko.valentyn

Народный депутат Валентин Наливайченко предложил в законопроекте №4454 «О национальных и международных санкциях» сделать центральным органом исполнительной власти по вопросам реализации и контроля санкционной политики министерство финансов Украины — по примеру Соединенных Штатов Америки.

«Наиболее действенная в мире модель — это американская модель, а именно — Treasure department, аналог нашего министерства финансов, который отвечает за контроль над всеми учреждениями — такими как таможня, налоговая, финмониторинг, Нацбанк — через все финансовые, экономические, прежде всего, рычаги в вопросе применения санкций», — сказал Наливайченко.

Дипломатические санкции, по его мнению, могут быть переданы в ведение министерства иностранных дел, другие виды санкций — в ведение министерства обороны. Также Наливайченко считает, что введение санкций должно утверждаться при принятии проекта государственного бюджета.

Законопроект «Об основах санкционной политики Украины» №5191 группы депутатов во главе с Елизаветой Ясько предусматривает создание санкционного бюро при СНБО.

Народный депутат Елизавета Ясько Фото: facebook.com/sluganarodu.official

«Я предлагаю создание и разделение нашей национальной санкционной политики, передачу этой деятельности в СНБО. Сейчас СНБО является органом, который устанавливает эти санкции. Я предлагаю решить это системно: создается Бюро, которое будет мониторить национальные санкции. Что касается международных санкций — у нас такая система, которая не позволяет это сделать за один день — процесс может длиться до шести месяцев. Поэтому я предлагаю передать их в МИД», — рассказывает Елизавета Ясько на своей официальной странице в Facebook.

Кроме того, свое видение перезагрузки санкционной политики государства имеют и в Министерстве развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины. Но пока Верховная Рада соответствующего законопроекта не получила. 

СЭЗ «Крым»

Вопросу о Свободной экономической зоне «Крым» повезло еще меньше: в Раде нет ни одного законопроекта, который бы предусматривал ликвидацию этого позорного образования. Закон о СЭЗ «Крым» был принят в августе 2014 года, и сразу же после принятия эксперты и общественность требовали его отмены: он дискриминирует граждан Украины из Крыма (имеющих статус нерезидентов) и одновременно позволяет украинскому бизнесу работать на оккупированной территории, хотя это нарушает санкционный режим, введенный западными партнерами и самой Украиной на полуострове. 

Гражданская блокада Крыма Фото Facebook Эльвины Сеитбулаевой

Украинская продукция с разрешения закона о СЭЗ «Крым» бурным потоком текла на оккупированный полуостров и остановила этот поток только гражданская блокада

Но существование СЭЗ «Крым» продолжает подрывать политику непризнания российской попытки аннексии полуострова.

Президент Петр Порошенко в сентябре 2015 обещал, что закон о СЭЗ «Крым» будет отменен — об этом Центру журналистских расследований рассказывал председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров:

«Сегодня в коридорах власти есть четкое понимание того, что закон должен быть отменен. Я могу сказать, что в ближайшую неделю президент Украины внесет закон об отмене СЭЗ «Крым». Результаты нашего сегодняшнего разговора: Мустафы Джемилева, моего и президента Украины Петра Порошенко, позволяют мне надеяться, что это будет не только законопроект, инициированный президентом, но будет утвержден в качестве первоочередного».

Но обещания Порошенко не сдержал. 

Проект закона об отмене СЭЗ «Крым» появился в Раде в ноябре 2015 года, но он даже не попал в повестку дня.

Голова Комитета ВРУ по налоговой и таможенной политики Нина Южанина Фото: investigator.org.ua

В 2018 году председатель парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Нина Южанина заблокировала деятельность рабочей группы по наработке изменений в закон о СЭЗ «Крым». Центр журналистских расследований подробно освещал это в расследовании «Как Нина Южанина СЭЗ «Крым» спасла».

Лишь в феврале 2020 уже в новом составе Совета заговорили об отмене норм закона о СЭЗ «Крым». В частности, об этом корреспондентам сайта IPC-Херсон рассказал председатель Комитета Верховной Рады по вопросам прав человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий Дмитрий Лубинец. Тогда при парламентском комитете по правам человека решили создать рабочую группу по наработке изменений в закон о свободной экономической зоне «Крым». Однако, по словам народного депутата Рустема Умерова, свое первое заседание рабочая группа провела только в октябре 2020 года. Результатов ее работы в виде зарегистрированного законопроекта не видно до сих пор.

Политика реинтеграции

Упоминание об отмене СЭЗ «Крым» есть в черновике проекта закона «О государственной политике переходного периода», который разработала в декабре 2020 года команда Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий. Государство долгое время откладывало на завтра вопрос о том, как должно происходить реинтеграция Крыма в украинское пространство. Задача выглядело слишком сложной и отдаленной, а кое-кому — и вовсе невыполнимой и, соответственно, неактуальной. Однако требовать возвращения Крыма и одновременно не планировать этого возвращения — очевидный диссонанс. 

Вице-премьер-министр — министр по вопросам реинтеграции ТОТ Алексей Резников Фото: investigator.org.ua

Похоже, в Минреинтеграции решили, что хватит ждать. Проект получился весьма объемный — и по количеству страниц, и по количеству вопросов, которые он пытается охватить. Впрочем, количество не означает качества, а попытка зарегулировать одним гигантским законом все аспекты будущего существования восстановленной Автономной республики Крым — задача больше амбициозная, чем разумная. 

Однако этот проект закона также не подан в Верховную Раду. А над таким огромным и очень неоднозначным документом придется работать очень долго — и в комитетах парламента, и в зале заседаний. При том, что до августа осталось совсем немного. 

Кто победит в соревновании — неумолимое время или депутатский энтузиазм — мы увидим в последующие месяцы. Главное — чтобы жертвой этой гонки не стал здравый смысл и качество законотворческой работы, а саммит Крымской платформы не превратился в очередное мероприятие для галочки. Потому что эта галочка обойдется нам очень дорого.