Лицензия на измену: как Медведчук благодаря СЭЗ «Крым» сдал россиянам нефтяное месторождение

Публикации

Народный депутат Виктор Медведчук 12 мая 2021 г. получил подписанное днем ранее сообщение о подозрении в государственной измене и в нарушении законов и обычаев войны, то есть, военном преступлении, заключавшемся в приготовлении к разграблению национальных ценностей на оккупированной территории. Но радость от новости о подозрении придется затмить, так как часть обнародованных СБУ доказательств противоправной деятельности Медведчука в Крыму с точки зрения украинского законодательства свидетельствует, что его действия были законными. Ему это позволил до сих пор действующий закон о фейковой Свободной экономической зоне «Крым».  

На брифинге 11 мая 2021 председатель СБУ Иван Баканов и генпрокурор Ирина Венедиктова, а вместе с ними — в аудиозаписях — и сам Медведчук с российским вице-премьером Дмитрием Козаком, рассказали всему миру, как кум Путина сдал оккупантам документацию на нефтегазовое месторождение «Глубокая» на прикерченском шельфе, которое принадлежит Украине и было незаконно присвоено оккупантами.

Учения ЧФ РФ, полигон Опук, оккупированный Крым Фото: РИА Новости / Вадим Савицкий

Сейчас Медведчук уже мог бы бурить скважины, но произошла маленькая неприятность — часть нефтеносного участка накладывается на акваторию полигона Опук, где происходят стрельбы и маневры оккупационного Черноморского флота РФ. Поэтому Медведчук обратился к своему куму Путину с письмом, в котором попросил скорректировать в свою пользу пределы полигона.

ssu

Украина вкладывала свои ресурсы в разведку и разработку участка «Глубокая» на шельфе Черного моря с 2002 года. В 2012 году это месторождение попало в руки Медведчука. Точнее, специальное разрешение на пользование недрами месторождения с целью добычи природного газа, нефти, конденсата получило киевское ТОВ «Нові проекти», оформленное на две оффшорные компании, которые контролирует Медведчук. Об этом на своем брифинге подробно рассказывали генпрокурор Ирина Венедиктова и председатель СБУ Иван Баканов.

Брифинг генпрокурора Ирины Венедиктовой и главы СБУ Ивана Баканова Скриншот: Youtube ОГП

После оккупации Крыма в 2014 году украинские месторождения на шельфе Черного и Азовского морей захватила РФ. Изменилось ли что-то для Медведчука и его компании «Нові проекти», которая имеет специальное разрешение на пользование недрами месторождения «Глубокая»? С украинской стороны — почти ничего. Потому что Верховная Рада в августе 2014 г. приняла закон о СЭЗ «Крым», который позволяет вести бизнес на оккупированной территории. И более того — по статьям 10 и 12 украинские лицензии и спецразрешения, выданные до принятия закона, остаются в силе на оккупированной территории до истечения срока действия этих лицензий.

Проблемы у Медведчука возникли с российским законодательством — оккупанты легко могли оформить в своей юрисдикции украинскую компанию, зарегистрированную в Крыму, — но ТОВ «Нові проекти» зарегистрировано в Киеве.

Дмитро Козак Фото: Дмитро Астахов/ТАСС

На эту преграду в аудиозаписи телефонного разговора, обнародованного на брифинге Венедиктовой и Баканова, указывает собеседник Медведчука — вице-премьер российского правительства Дмитрий Козак. По его словам, лицензии на пользование захваченными недрами оккупационная власть готова сохранить даже за предприятиями, зарегистрированными в Киеве — но при условии, что у них есть филиал в оккупированном Крыму. Такого филиала у ТОВ «Нові проекти» не было. 

Но совместными усилиями кум Путина и вице-премьер правительства РФ вопрос урегулировали. Как рассказала на брифинге Ирина Венедиктова, Виктор Медведчук и Тарас Козак перерегистрировали киевское ТОВ «Нові проекти» как ООО «Новые проекты» в российской юрисдикции. Для этого даже привлекли оккупационный «арбитражный суд республики Крым», который своим «решением» признал, что киевское ООО «Новые проекты» на момент оккупации якобы было зарегистрировано в АР Крым. 

dozvil

Вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак фактически принудил крымскую оккупационную налоговую зарегистрировать созданный в российской юрисдикции клон киевского ТОВ «Нові проекти», который на основании наличия действующей украинской лицензии на разработку месторождения «Глубокая» получил российскую лицензию.

Украинскую же лицензию ТОВ «Нові проекти» Государственная служба геологии и недр Украины аннулировала только 23 марта 2021 г. — то есть, когда следствие СБУ по делу Медведчука уже приблизилось к стадии подозрения. Но что примечательно: Госгеонедра должны были это сделать еще год назад — к этому их обязывало решение суда от 23 апреля 2020 года. Вот только почему-то они медлили целый год. 

Интересно здесь и обоснование: суд лишил ТОВ «Нові проекти» спецразрешения из-за того, что компания с 2015 года прекратила платить за пользование недрами и не выходила на контакт с проверяющими органами. 

Наказ-221-від-23_03_21

Что и неудивительно — это украинское юридическое лицо с 2015 года находится в состоянии прекращения. Похоже, если бы Медведчук до сих пор поддерживал существование киевского ТОВ «Нові проекти», платил за пользование недрами и подавал правильную отчетность — лицензия оставалась бы в силе, и ее использование Медведчуком в Крыму — в соответствии с законом о СЭЗ «Крым» — абсолютно законным. 

«По нашему мнению, вообще нонсенс, что народный депутат Украины способствует, а по факту легитимизирует оккупацию Крымского полуострова», — возмущался на брифинге председатель СБУ Иван Баканов. Но давайте говорить откровенно: не один только народный депутат Медведчук способствует, а по факту легитимизирует оккупацию. К этому причастна вся Верховная Рада прошлого созыва, принявшая закон о СЭЗ «Крым», и тогдашний президент Украины Петр Порошенко, этот закон подписавший. И действующая Верховная Рада с ее президентским монобольшинством тоже — потому что она до сих пор не отменила позорный закон, хотя имела на это достаточно времени и, как нам рассказывают, политическую волю. 

Собственно, Медведчук только воспользовался благами, которые предоставляет этот закон ему и другим олигархам, имеющим бизнес в оккупированном Крыму и продолжающим платить налоги оккупантам.  

Но не только законом о СЭЗ «Крым» пользовался кум Путина. Он пользовался также фактической неприкосновенностью, словно имел карт бланш от официального Киева на любые действия, включая откровенно антигосударственные — как с тем же месторождением «Глубокая», на разработку которого без помощи Медведчука в оккупантов ушли бы годы.

В. Путин и В. Медведчук в Воскресенськом Ново-Иерусалимском монастыре Фото: kremlin.ru

Так чем так уникален Медведчук? Может, он настолько всесилен из-за близости к своему куму — российскому президенту? Но аудиозаписи свидетельствуют о другом. Достаточно послушать, как подобострастно хихикает кум Путина в разговоре с российским вице-премьером Козаком. Он ведет себя как подчиненный перед начальством, а не как могущественный партнер российского президента. Почему столько лет эта «шестерка» московских правительственных чиновников имела такой уникальный статус в Украине?

Этот вопрос стоит задавать человеку, который все эти годы обеспечивал Медведчуку неприкосновенность. То есть, пятому президенту Украины Петру Алексеевичу Порошенко. Вот только будет ли это вопрос задан? Баканов пообещал сообщить об этом «чуть позже» — и мы подождем. И внимательно будем следить за ходом этого дела.