Может ли Украина воздействовать на ситуацию в Крыму для защиты прав своих граждан? Прав, которые ежедневно нарушаются, причем во всех сферах: от свободы слова и выражения мнений, примером чему служат угроза закрытия крымскотатарского канала АТР и невозможность продолжения деятельности других СМИ, — до преследования несогласных со стороны спецслужб и бандитского «отжима» собственности под видом «национализации». Запад в ответ на продолжение войны на Донбассе усиливает экономические санкциик России. Украина свои пока что джаже не ввела, продолжая торговать со страной-агрессором и поставлять продовольствие и электроэнергию в оккупированный Крым. И только год спустя аннексии начала применять серьезные меры к нарушителям закона об оккупированных территориях. О последовательности первых шагов Украины по принуждению России к деоккупации Крыма — в интервью с экспертом Фонда «Майдан иностранных дел» Юрием Смелянским в программе «Вопрос национальной безопасности».
Печерский райсуд Киева на днях наложил арест на турецкое судно «Кантон», которое, в нарушение закона об оккупированных территориях, заходило в порт Севастополя. Судно впервые реально арестовано и стоит в Херсоне. Это единичный случай или начало серьезного процесса?
Мы надеемся, что это благополучное начало. Сухогруз ходит под флагами маленького островного госдарства Тувалу, собственник и граждане – граждане Турции. Учитывая, что Турция с Грецией делят второе и третье место по нарушениям в нашем «черном списке», то это судно – небольшой нарушитель. Оно в Крым заходило всего раз. С 24 по 29 июля 2014 года разгружалось в портах Крыма. 3 марта 2015 года зашло в Херсон, где и было задержано по инициативе Черморречинспекции, в структуре Мининфраструктуры. Министерству спасибо, но пограничники никак не отреагировали на нарушителя.
Это говорит о том, что в их инструкциях ничего не поменялось?
Ничего не поменялось. Власть устанавливает «границу» по суше с Крымом, а морская граница открыта для любого нарушителя. Кроме того, существует реальная законодательная проблема для ведения борьбы с такими нарушителями. Наше законодательство предусматривает применение наказания только к физлицу-нарушителю, а не к юрлицу — – владельцу судна, к примеру.
В Уголовный кодекс Украины в связи с аннексией Крыма были внесены изменения (дополнен ст.332-1 — ред.) – с точки зрения установления ответственности за нарушения порядка въезда на временно оккупированную территорию, на основании которых силовики не могут применять один инструмент к нарушителям, заходящим в крымские порты.
Попытка задержания таких судов была и раньше – когда в Бердянск заходило судно украинского собственника, когда в Одессу заходило греческое судно, но тогда, к сожалению, собрать доказательную базу, что именно эти члены команды пересекали незаконно границу, не представилось возможным.
То есть, их задерживали по другим основаниям, не за заход в порты аннексированного Крыма?
Да, и «Кантон» вначале задержали по совершенно другим обстоятельствам. Существует такой документ как Черноморский меморандум о взаимопонимании – это вопросы портового контроля, требования к безопасности. У каждого государства, которое подписывает его, есть собственные требования, и судно, заходя в порт этого государства, подписавшего меморандум, должно эти правила соблюдать. И в Херсоне судно было задержано по формальным нарушениям Черноморского меморандума, а не по санкционным Далее, у Генпрокуратуры получилась возможность собрать доказательства. Команды же часто меняются на судах, а тут оказалось, что капитан сухогруза остался тот же. Так у у следователя ГПУ появились основания обратиться в суд, который и вынес решение о запрещении использования судна в связи с тем, что его капитан нарушил статью УК Украины.
Это тот прецедент, на основании которого Украина может начинать реальную борьбу с нарушителями границ. Эту практику надо расширить и на иностранные порты – чтобы и заходя туда, судно-нарушитель украинских границ подвергалось преследованию. Это будет значимым сигналом для страховщиков, работающих с судовладельцами. И здесь начинается экономическая арифметика. Или ставки страховые возрастают до небес, или судовладельцам отказывают в заключении страхового договора – будет просто не выгодно ходить в рейсы.
Минкурортов Крыма тем временем анонсирует, что лайнер «Адриана» начнет постоянные рейсы с 15 апреля в Стамбул из Ялты…
Это турецкое судно. Это постоянные нарушители. Вот Эрдоган снова приезжал, говорил о дружбе, но реальных действий после этих встреч нет. Говорили, что турецкое правительство готово расширять работу по экономической зоне с Россией.
СЭЗ Крым, о которой мы не прекращаем говорить как о свидетельстве коррупции украинской власти. Поставки продуктов питания на оккупированную территорию, которые спасают оккупантов от продовольственного кризиса, продолжаются и все видят 10-15 километровые очереди фур на въезде в Крым. Сегодня мы получили ответ на наш очередной информзапрос из Государственной фискальной служб. И по ее данным, количество ввозимого на полуостров продовольстви снижается. Подробности — в отдельном материале, сейчас только замечу, за январь -февраль поставки мясной продукции было завезено на 9 млн. долларов, молочных продуктов на 12,3 млн. долларов, а на первом месте – топливо на 27,6 миллиона долларов. Но по сравнению с декабрем объем поставок (по стоимости товаров) упал на треть. Что это означает?
А цены какие? Они сегодня поставляются выше или ниже? А ввозные цены мы не знаем. По идее, сейчас работает схема «экспорт-ипорт», это фактически госграница, а значит, должны уплачиваться таможенные пошлины. Что обычно делает поставщик? Чтобы меньше платить, он занижает цену.
Да никаких пошлин тут нет — в последней графе ответа ГФС сплошные ноли. Закон о СЭС освобождает…
У меня вопрос возникает: власть дала разрешение не облагать налогом, пошлиной продукцию, которая ввозится в Крым. Почему? У нас денег много в бюджете? Или же эти товары завозятся по цене «ноль», но тогда, как же те нормы Налогового кодекса, где дается определение обычной цене и методом ее определения?
Тут также не учитываются «серые» поставки товаров, контрабанд, фиктивный транзит. По нашим данным, за ввоз на территорию Крыма с тонны взимается (в зависимости от груза) плата от 800 до 1200 долларов.
Плата – это взятка?
Естественно. Взятка с каждой тонны на границе. Плати — и завози сколько хочешь.
Каково соотношение легальной и нелегальной поставки? 50 на 50? В январе-феврале, согласно официальным данным, в СЭЗ ввезли 226,7 тысяч тонн. Если берут, как вы говорите, в среднем по тысяче долларов с тонны, то это десятки, а то и сотни миллионов долларов взяток.
Такую же схему фиктивной «СЭС» планируют перенести на оккупированные районы Донбасса. Мы уже неоднократно говорили, что у власти есть два варианта, как себя вести в этой ситуации. Первое: продолжаем громко говорить о мире, о том, что там наши граждане, и продолжать поставки продуктов под предлогом заботы. Не вопрос. Но страна, бюджет которой и так небогат, должна получать от этого какую-то выгоду, если мы кормим не только своих граждан, но и оккупантов. Введите оккупационный налог в виде дополнительного акциза, который будет применяться к цене на пресечении границы с Крымом, автоматически увеличивая эту цену, но деньги будут идти напрямую в бюджет. Вариант второй: прекратите эти поставки.
Вы просчитывали, какой это может быть налог?
Он может быть универсальный, те же 20%, как НДС.
Заметьте, долгое время представители российского бизнеса как поставщики не могли зайти на крымский рынок, потому что были неконкурентны: качество продукции ниже, чем украинское, а цена оптовая — такая же или выше, как у нас розничная. Мы и так помогаем оккупантам, давайте еще раз поможем: доведем наши ввозные цены до их оптовых.
Второй вариант: мы прекращаем снабжать территорию Крыма, т.е. мы не завозим туда товар, но в прилегающей территориальной зоне создаем, условно говоря, большой рынок, на котором жители Крыма могут приехать и купить необхождимые товары. Тогда вводится шкала ограничений на количество такого товара, чтобы не снабжать оккупантов, а только наших людей.
Но есть и другая сторона: везут продукцию из Крыма в Украину. Ее на порядок меньше, как свидетельствуют таможеники, но тем не менее, она есть и облагается пошлиной при ввозе на материк.
Когда мы говорим, что оккупированная территория должна стать непосильной ношей для страны-оккупанта, то это означает и то, что, увы, но там должно быть много безработных. Тогда страна-оккупант должна взять их на содержание бюджета или создать рабочие места
Вот «Инкерманский завод вин» имеет в составе два предприятия: севастопольское и в Угловом Бахчисарайского района. Собственник холдинга – финская компания. Сегодня у фирмы возникает проблема – хотят «национализировать» предприятие в Севастополе. Представитель собственника и гендиректор выступают с обращением, они вложили деньги, что готовы вкладывать средства дальше. А мы им помогаем — покупаем их вино в магазинах на материке. Этого не должно быть.
Совершенно гибридная ситуация. Наши западные партнеры перестают нас понимать. Для них непонятно, как можно воевать и просить помощи у запада, а с другой стороны — продолжать торговать с оккупантом.