Дороги, которые нам выбирают

Иван Жилин, корреспондент Новой газеты

Очередной мегапроект для Крыма: федеральный центр выделит полуострову 139 миллиардов рублей на строительство 300 километров трассы от Керчи до Севастополя

Золотые километры

«На прошлой неделе мы не без проблем и некоторых дискуссий нашли необходимое финансирование <…> Эта сумма серьезная, более 100 млрд рублей», — заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев на прошедшем в Севастополе совещании о перспективах дорожного хозяйства. По словам премьера, максимальная цена корректировке не подлежит.

Однако и без потенциального увеличения стоимости сумма в 139 млрд рублей (точные цифры назвал глава Крыма Сергей Аксенов) вызвала удивление.

«Таврида» пройдет от Керчи до Севастополя через Симферополь и Бахчисарай. Ее протяженность составит 300 километров, то есть каждый километр обойдется в 466,3 млн рублей. Это не рекорд. Рекорд был поставлен в 2012 году на Кубани, где к Олимпиаде-2014 построили трассу Адлер — Красная Поляна: 48 километров за 227 млрд рублей. Но в Сочи цена хотя бы объяснялась необходимостью строить большое количество тоннелей, мостов, эстакад и, в конце концов, совмещенностью автомобильной и железной дорог. Крым же ждет типовая четырехполоска, самый сложный участок которой — горная местность под Севастополем. Но именно на севастопольский участок планируется потратить мизерную (по меркам «Тавриды») сумму — 8 млрд рублей. Остальные 131 млрд уйдут на укладку асфальта по ровной степной местности.

Фото: РИА Новости Фото: РИА Новости

Более того, в марте текущего года председатель Счетной палаты Крыма Анатолий Заиченко на пресс-конференции в Симферополе не без гордости заявлял, что стоимость строительства одного погонного километра дороги в Крыму — одна из самых низких в России: 28,2 млн рублей.

Источники «Новой газеты» в правительстве Крыма предполагают, что высокая стоимость трассы «Таврида» может объясняться технологией укладки дорожного полотна.

— Дорога будет сделана методом холодного ресайклинга. Это голландская технология, при которой вместо традиционного щебня используется перемолотый грунт, — сообщил собеседник в министерстве транспорта. — Кроме того, трасса частично будет проложена в обход уже имеющейся — например, она не пройдет через Феодосию, а будет построена напрямую до Симферополя через Белогорск.

Холодный ресайклинг — действительно новая для России технология. Но вот любопытный факт: в 2009 году Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия выпустила учебное пособие «Восстановление асфальтобетонных покрытий методом холодного ресайклинга», в котором профессор С.Ф. Филатов сообщал, что ремонт дорог голландским методом в три раза дешевле, чем традиционная российская укладка щебня.

«Новая газета» направила запрос в правительство Крыма с просьбой предоставить обоснование высокой стоимости трассы. На момент публикации материала ответа не было. Ждем.

Бывший помощник первого заместителя главы Крыма Михаила Шеремета Владимир Гарначук в беседе с корреспондентом «Новой газеты» посоветовал искать обоснование стоимости «Тавриды» в компании-подрядчике.

Кто построит

Подрядчик строительства, Санкт-Петербургская компания ЗАО «ВАД», в 2014 году вошла в список «королей госзаказа» по версии Forbes, заняв с полученными из бюджета 35 млрд рублей пятое место. Фирма проводила реконструкцию на трассах М-10 «Скандинавия», М-20 «Санкт-Петербург — Невель», строила трассу Санкт-Петербург — Петрозаводск.

Подряд на строительство «Тавриды» компания получила без конкурса.

Отзывы водителей о дорогах, которые делала ВАД, разнятся. Большинство отмечает, что вадовское покрытие начинает сыпаться через год-полтора после открытия дороги. В то же время на фоне абсолютно не ремонтируемых муниципальных дорог трассы ВАД смотрятся достойно.

Владельцев компании, бизнесменов Валерия Абрамова и Виктора Перевалова, собеседники «Новой» называют «людьми Ротенбергов». Сами Ротенберги реализуют в Крыму другой мегапроект — Керченский мост (227,9 млрд рублей).

В пресс-службе ЗАО «ВАД» корреспонденту «Новой газеты» отказались прокомментировать стоимость строительства трассы, попросив позвонить «недели через две». «Пока наше руководство никаких комментариев по данному объекту не дает», — пояснили в пресс-службе.

Откуда деньги?

Названная Дмитрием Медведевым и Сергеем Аксеновым сумма в 139 млрд рублей на 54 млрд больше первоначальной: в марте этого года глава Крыма оценил строительство «Тавриды» в 85 млрд. Цена росла постепенно: в июне Аксенов заявил, что после изучения экспертами рельефа местности стоимость реализации проекта была увеличена до 128 млрд рублей. А на прошлой неделе вице-премьер Крыма Олег Казурин, ссылаясь на заключение Росавтодора, заявил о необходимости очередного увеличения сметы — на 11 млрд. При этом Казурин отметил, что решение об увеличении стоимости строительства должно принять федеральное правительство. И оно, судя по всему, деньги нашло.

Правда, где именно будут взяты дополнительные миллиарды, пока непонятно. В Министерстве транспорта уже сообщили, что финансирование проекта будет осуществляться в рамках Федеральной целевой программы по социальному и экономическому развитию Крыма и Севастополя (ФЦП). Но в программе на строительство и реконструкцию дороги из Керчи в Севастополь предусмотрено всего 41,8 млрд рублей. В Министерстве экономики РФ уже заявили, что в ФЦП будут внесены изменения. Ведомство пока предлагает увеличить расходы до 85 млрд рублей, уточняя, правда, что «это предварительные оценки и стоимость может быть скорректирована после прохождения проектом технологического и ценового аудита».

Тем, кто держится

В мае 2016 года Дмитрий Медведев произнес в Крыму речь, моментально ставшую хитом интернета. Отвечая на вопрос пенсионерки из Феодосии о том, почему на полуострове не произошло индексации пенсий, премьер-министр заявил: «Ее (индексации) нигде нет. Просто денег нет. Найдем деньги — сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения, здоровья».

139 млрд рублей, выделенных на строительство 300 километров дороги в Крыму, это четверть расходов федерального бюджета на образование (585 млрд рублей), половина расходов на здравоохранение (254 млрд рублей), и это больше, чем расходы на культуру (97 млрд рублей).

Согласно данным Росстата, в России сегодня проживает 42 729 000 пенсионеров. Если деньги «Тавриды» потратить на индексацию пенсий в стране, надбавка до 2020 года получится действительно небольшой — 67 рублей ежемесячно. Но если «наложить» эту сумму на Крым, где и появится «золотая дорога», то местные пенсионеры, 677 000 человек, в течение четырех лет будут ежемесячно получать к своим 8000 рублей дополнительные 4215. На эти деньги «продержаться» точно легче.

Источник: Новая газета