Реинтеграция или изоляция? Правозащитники — о рисках президентского законопроекта о Донбассе

Марина Курапцева, для Informator.media

15 января в Киеве состоялась пресс-конференция «Реинтеграция или изоляция Донбасса? Риски законопроекта 7163». В октябре 2016 года Президент Украины Петр Порошенко внес в Верховную Раду законопроект «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях».

Правозащитники обсуждали риски документа, который уже 16 января будет вынесен на голосование в украинском парламенте. 

После внесения в парламент этого документа главой государства проект был признан неотложным и рассмотрен Верховной Радой на протяжении двух дней. Доработку текста поручили Комитету ВР по национальной безопасности и обороне, и на протяжении двух месяцев Комитет работал над документом.

А 19 декабря был обнародован уже существенно видоизмененный текст законопроекта.

Алена Лунева, эксперт «Центра информации о правах человека», проанализировала законопроект. С полным текстом анализа можно ознакомиться здесь.

По словам правозащитницы, «новая редакция проекта Закона «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях» (№ 7163), предложенная Комитетом ВР по национальной безопасности и обороны ко второму чтению, существенно отличается от текста проекта закона, представленного Президентом Украины для первого чтения».

«Различия между первым текстом и тем, что был наработан Комитетом, содержатся в целом ряде статей, которые могут значительно ухудшить политику безопасности и гуманитарной ситуации и ситуации с соблюдением прав человека не только в Донецкой и Луганской областях, но и по всей территории Украины. Также следует отметить, что районы «осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации», «районы боевых действий» и «зоны безопасности», которые предусмотрены новой редакцией проекта, не имеют четкого определения», — акцентировала Алена Лунева.

Законопроект 7163

Она отметила, что «при этом именно в их пределах лица, привлечение к осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности, получают беспрецедентные полномочия без должного и эффективного контроля».

«Кроме того, законопроект не предусматривает механизма урегулирования разногласий, существующих между нормами, предложенным проектом закона и положениями других нормативных актов, уже регламентирующие вопросы реализации прав, например, внутренне перемещенных лиц или лиц, проживающих на территории Донецкой и Луганской областей (например, распоряжение КМУ от 07.11.2014 №1085-р, с которым связана выплата ежемесячной денежной адресной помощи переселенцам, или Закон Украины «О временных мерах на период проведения АТО» и т.д.).», — сообщила правозащитница.

Михаил Чаплыга, представитель офиса Уполномоченного Верховной Рады по правам человека, отметил основные угрозы, которые несет документ в части соблюдения прав.

«Конституцией четко определено понятие «военное положение». Но, как мы видим, введено такое понятие, как «Осуществление мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживание вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях». Фактически, это заменитель словосочетания «военное положение», и что это определение в три строки означает, непонятно. Как будут действовать органы государственной власти на основании этого определения, — тоже непонятно», — сообщил Чаплыга.

По его словам, «это может нести значительные угрозы соблюдению прав человека».

«Кроме того, есть еще одна дискриминационная вещь, вокруг которой развернулись долгие дискуссии: включать ли вопросы, связанные с деоккупацией АР Крым в этот проект закона. Сейчас в одной из частей этого проекта идет речь об упрощенной процедуре признания актов, например, рождения или смерти, выданных так называемыми «властями» в так называемой «ДНР» и так называемой «ЛНР». Между тем, для наших граждан, которые были вынуждены покинуть АР Крым, или остались там, признание таких актов остается таким, как и было ранее: суд. При этом возникает вопрос, почему в условиях оккупации одной категории дается возможность упрощения процедуры, тогда другая категория, та, которая в Крыму, остается в тех же условиях?», — подчеркнул Чаплыга.

Он добавил, что существующий законопроект допускает применение ВСУ в мирное время. По его словам, «имущество фирм, предпринимателей, частных лиц может быть использовано с целью защиты интересов государства, причем не предусмотренным Конституцией образом».

Исполнительный директор Благотворительного фонда «Восток-SOS» Александра Дворецкая подчеркнула, что «общество требует назвать оккупированные территории оккупированными, а Россию — страной-агрессором».

Дворецкая

«Но что на самом деле содержит этот законопроект? Это, действительно, введение определения оккупированных территорий, — тех, которые находятся за линией разграничения (ОРДЛО). Но, что касается еще двух территорий, то они являются менее определенными в этом законопроекте, и первая территория, на которой предлагается применять и Вооруженные силы, и предоставить довольно широкие полномочия, в том числе, и Президенту, и силовикам, — это районы по осуществлению мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны», — подчеркнула Дворецкая.

По ее словам, «в настоящее время не идет речь о введении военного положения, или о том, называть ли эти события войной».

«На самом деле вводится такое третье понятие, которое говорит о том, что у нас вводятся такие ограничения, которые присущи военному положению, но другие дипломатические, например, отношения, у нас строятся, как в условиях мирного времени. Поэтому именно эта территория законом не определена, — на которой будут проводиться эти мероприятия», — говорит Александра Дворецкая.

По ее словам, представителей гуманитарных и правозащитных организаций, работающих поблизости от линии размежевания, заботит создание так называемой «зоны безопасности».

«Зона безопасности будет определяться начальником Генерального штаба Вооруженных сил Украины, и доступ туда будет ограниченным, и будет осуществляться исключительно по разрешению командующего оперативно-объединенных сил. И именно в этой зоне будет действовать широкий круг полномочий среди правоохранителей», — сообщила Дворецкая.

Кроме того, она акцентировала, что такие полномочия силовикам предоставляются практически без возможности контроля.

«Это право применять оружие, задерживать, проверять документы не только тех, кто совершает правонарушения, но и тех, кто «препятствует выполнению требований». Наличие таких полномочий вместе с правом ограничивать или запрещать движение транспорта, проникать в жилые дома и другие помещения, использовать транспортные средства граждан является предпосылкой для злоупотреблений и превышения полномочий. Больше полномочий получит также и прокуратура», — акцентировала исполнительный директор БФ «Восток-SOS».

По словам координатора адвокации Благотворительного фонда «Право на защиту» Дарины Толкач, законопроект вызвал обеспокоенность у международных правозащитных организаций.

«Отдельно стоит остановиться на том, что с начала вооруженного конфликта на Донбассе фактически самый большой груз решения гуманитарного кризиса и гуманитарных проблем лег на гуманитарные организации, международные и правозащитные организации и благотворительные фонды», — подчеркнула Толкач.

Она также отметила, что «это касается и поставок гуманитарных грузов, медикаментов; это касается не только материальной, но и сервисной помощи», законопроект «ставит под угрозу возможность функционирования всех тех организаций, которые взяли на себя груз функций государства по обеспечению прав и свобод и потребностей населения, пострадавшего от конфликта».

«Прогнозировать масштабы кризиса, который может спровоцировать отсутствие такой помощи и в «серой зоне», и в целом в Донецкой и Луганской областях, на сегодняшний день довольно трудно. Можно прогнозировать только одно: что, учитывая все озвученные угрозы, в связи с многочисленными функциями, которые расширяются этим законопроектом у силовых структур в Донецкой и Луганской областях, стоит ожидать следующую волну перемещения граждан Украины по территории Украины», — акцентировала Дарина Толкач.

Інформаційна агенція “Центр журналістських розслідувань”
Kyiv Kyiv Ukraine