Законопроект о дополнительной проверке жителей Крыма и Донбасса при получении биометрических паспортов ограничивает их права — правозащитники

Фото: УНИАН

Зарегистрированный в Верховной Раде законопроект о дополнительной проверке жителей оккупированных Крыма и Донбасса при получении загранпаспортов, содержит нормы, ограничивающие их права, и необоснованно увеличивает до полугода процедуру проверки.

К такому выводу пришли правозащитники Инициативы «Восток-SOS» после анализа проекта закона №6630 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно идентификации лица для оформления, выдачи, обмена, признания недействительными и уничтожения документов, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус», сообщает Центр журналистских расследований.

Законопроект был зарегистрирован 22 июня. Именно в этот день было обнародовано заявление секретаря СНБО Александра Турчинова о необходимости проведения тщательных проверок всех желающих получить биометрический паспорт из числа лиц, прибывающих из оккупированных территорий.

Как говорится в пояснительной записке к проекту, необходимость его принятия вызвана тем, что в связи с военной агрессией РФ на неподконтрольной Украины территории осталась информация и материалы в отношении лиц и документирования их соответствующими документами, распорядителем которой является Государственная миграционная служба (ГМС). Эта информация использовалась ГМС для идентификации лиц при оформлении документов, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус

Законопроект №6630 предусматривает внесение изменений в ряд законов: «О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно документов, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих лицо или его специальный статус, направленных на либерализацию Европейским Союзом визового режима для Украины», «О банках и банковской деятельности», «О государственной регистрации актов гражданского состояния», «О Государственном реестре избирателей», «Об информации».

Так, проект предусматривает увеличение с 2 до 6 месяцев предельного срока для проведения процедуры установления личности. Кроме того, документом предлагается установить дополнительные требования по предоставлению документов лицами, в отношении которых отсутствует информация в имеющихся базах данных и картотеках заявлений (или доступ к которым отсутствует) территориальных органов и территориальных подразделений распорядителя Реестра или которую невозможно идентифицировать. При этом перечень документов, которые смогут требовать работники ГМС, не является исчерпывающим, что открывает возможность для злоупотреблений.

Кроме того законопроект предусматривает получение персональных данных о лицах в ходе проведения процедуры идентификации, верификации, установления личности из разных источников, перечень которых не является исчерпывающим, не требует дополнительного согласия на получение и обработку ее персональных данных для целей идентификации личности. В частности ГМС сможет получать любую информацию о лице, включая чувствительные персональные данные, из различных реестров и баз данных находящихся в собственности государства или предприятиях, учреждениях (банковских учреждениях) и организациях, в том числе с получением фотоизображения лица человека.

Также в проекте отмечается, что невозможность идентифицировать лицо, обратившееся за получением паспорта гражданина Украины, в том числе, для выезда за границу, — станет основанием для невнесения информации о лице в Единый демографический реестр.

Кроме того, законопроект предусматривает дополнительное основание для раскрытия банковской тайны с целью идентификации личности, верификации и установления личности.

Как отмечают правозащитники, законопроект №6630 является таким, который в большей части дублирует уже существующие и действующие нормы Закона (в части проведения идентификации лиц с помощью данных из различных реестров и информационных баз).

«Однако предложенное расширение оснований для раскрытия банковской тайны является непропорциональным ограничением права на приватность и не является надлежащим путем для подтверждения личности заявителя. Отсутствие информации о процедуре верификации, идентификации, установления личности, а также об исчерпывающем перечнеь документов, который является достаточным для внесения информации о лице в Единый государственный демографического реестра создает условия для коррупции. Кроме того, непропорциональным и необоснованным является увеличение срока на проведение процедуры установления личности (с двух до шести месяцев), что существенно может ограничить реализацию закрепленного в Конституции Украины права на свободу передвижения», — заявляют в Инициативе «Восток-SOS».

Как сообщалось, 22 июня секретарь СНБО Александр Турчинов заявил, что в Верховную Раду будет внесен разработанный членами парламентской коалиции законопроект, который предусматривает проведение тщательной проверки всех желающих получить биометрический паспорт, прибывающих с оккупированных территорий Крыма и Донбасса.