Венецианская комиссия рекомендует изменить законопроект о переходном периоде по Крыму и Донбассу: что предлагается

Новости

Венецианская комиссия рекомендует изменить проект закона №5844 «Об основах государственной политики переходного периода», который был инициирован Кабмином Украины, который предлагает регулирования принципов госуправления и правосудия на оккупированных территориях во время процесса их реинтеграции.

Венецианская Комиссия также предоставила ряд рекомендаций по совершенствованию отдельных положений законопроекту, из которых выделила 5 важнейших блоков.

В частности, по мнению экспертов, необходимо:

  • привести в соответствие с международным правом положения об ответственности за уголовные преступления, совершенные в связи с временной оккупацией, согласно международному праву, и пересмотреть нынешнее дифференцированное отношение к разным категориям преступников;
  • сузить и уточнить положения по люстрации, учитывая что по международным стандартам, люстрация ограничивается важнейшими должностями в государстве, не распространяется на выборные должности, должна быть возможность ее судебного контроля и т.д.;
  • просмотреть, что закон имеет целью установление правды о всех преступлениях, а не только о тех, которые совершены определенными конкретными субъектами конфликта;
  • четко сформулировать положения конвалидации документов, выданных на временно оккупированных территориях, и пересмотреть ограничительный подход по признанию академических сертификатов, степени и звания, выданные на этих территориях
  • отразить в проектах особый конституционный статус АРК и Севастополя.

«Венецианская комиссия прежде всего отмечает, что проект Закона предлагает создать только общую правовую рамку для различных мероприятий переходного периода, через четко предсказать влияние этого закона в случае принятия не представляется возможным; вместо выполнения рамочного закона во многих деталях будет зависеть прежде всего от имплементируя законов и подзаконных актов которые необходимо будет разработать в будущем. «Через общие и размытые нормы … проект больше напоминает политические указания, чем нормативно-правовой акт», — пишет «Европейская правда» со ссылкой на текст заключения, содержащего критику, так и поддержку отдельных положений правительственного проекту.

9d78792-venice

Отмечается, что хотя проект оперирует понятиями, привычными для международного права (в том числе базовые для закона понятие «переходный период», «переходное правосудие» и т.д.), их значение является более узким чем то, что является обычным для международного права. Комиссия напомнила, что Украина не может в одностороннем порядке изменить базовые положения международного права по вопросам вооруженных конфликтов, те сохранять силу независимо от закона Украины.

«Понятно, что государство должно легитимное право для формирования своего видения… Однако такие положения должны быть либо убраны с проекту, или должно быть четко указано, что отражают только украинское прочтения международного права», — говорится в заключении.

Коалиция организаций, занимающихся вопросами защиты прав пострадавших от вооруженного конфликта лиц, считает, что законопроект о переходном периоде требует существенной доработки. По мнению правозащитников, принятие этого документа в нынешнем варианте может привести к негативным последствиям, в частности возникновение законодательных коллизий, несоответствия положениям Конституции Украины и международным обязательствам.

Напомним:

  • 4 августа 2021 года Кабмин Украины на своем заседании одобрил проект закона «Об основах государственной политики переходного периода».
  • 18 августа 2021 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект «Об основах государственной политики переходного периода», который унифицирует подходы к временно оккупированных территориям Донецкой и Луганской областей, а также АР Крым и Севастополя. Документ разработан с целью надлежащего законодательного урегулирования государственной политики переходного периода — комплекса мероприятий по противодействию вооруженной агрессии РФ против Украины, восстановления территориальной целостности Украины и обеспечения ее государственного суверенитета, восстановления деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на временно оккупированных территориях, преодоление последствий вооруженной агрессии РФ против Украины, реинтеграции временно оккупированных (деокупованих) территорий и их жителей, развития устойчивого мира и неповторения оккупации.