Государственное предприятие «ГИПРОКОКС», которое годами занимается проектированием важных объектов коксохимической отрасли Украины и других стран, фактически потеряло свои основные активы, в частности, патенты, торговые марки и инженерный состав. Они перешли под контроль частной словацкой компании, связанной с бизнес-группой криворожского предпринимателя Константина Караманица, приближенного к президенту Владимиру Зеленскому.
Об этом идет речь в расследовании Bihus.Info.
ГП «Государственный институт по проектированию предприятий коксохимической промышленности» (сокращенно «ГИПРОКОКС») занимается проектированием коксовых печей и сопутствующего оборудования для коксохима. Именно здесь спроектировали все коксовые печи в Украине (Авдеевский коксохим, Азовсталь, Арселор Миттал и др.) и каждую пятую коксовую батарею в мире в целом. «ГИПРОКОКС» имеет более 50 проектов в 26 странах мира и более 500 патентов, авторских свидетельств и изобретений.
В ноябре 2024 года ДП вошло в коллаборацию с одноименной словацкой фирмой GIPROKOKS EUROPE S.R.O. и вместе они создали ООО СП «ГИПРОКОКС». В это совместное предприятие согласно имеющимся в редакции документам ГП передало самый ценный свой актив – патенты, торговую марку и торговый знак. Несмотря на это, государственная доля в новом проекте составила всего 40%. И даже она скоро может остаться только на бумаге, поскольку сейчас ГП в суде «технически» банкротят из-за долга перед компанией, напрямую связанной с владельцем словацкого GIPROKOKS.

По состоянию на сегодняшний день, на сайте словацкого партнера уже объявили, что не совместное предприятие, а именно словацкая частная компания теперь является распорядителем интеллектуальных прав, проектов, инженерного коллектива и всего исторического портфолио «ГИПРОКОКС».
Все это произошло вопреки закону: создавать какие-либо организации на базе государственной собственности можно только при условии, что государство получает 50 и более процентов корпоративных прав. Кроме того, сомнения вызывают подписи на документах. От имени ГП в уставе совместного предприятия стоит подпись не действующего руководителя госпредприятия, а некоего Юрия Масюка из Кривого Рога. Это неоднократно судимый за наркотики, кражи и грабежи мужчина. Крайний приговор на 4,5 года лишения свободы он получил в сентябре этого года – а уже через несколько недель якобы подписался под новым уставом предприятия.

Управляющим ГИПРОКОКС от имени государства является Фонд госимущества. В ответ на запрос журналистов в ФГИ сообщили, что разрешения на создание совместного предприятия не предоставляли и никакого Масюка ничего подписывать не уполномочили. Более того, в ФГИ разъяснили, что действия государственного ГИПРОКОКС в целом противоречат его же собственному уставу: предприятие не могло ничего нового учреждать, могло получить долю в чем-то уже существующем – но только по согласованию Фонда, а Фонд ничего такого не согласовывал. В то же время, за целый год, прошедший от этих событий – ни одного судебного иска ФГИУ с целью возвращения государственных активов найти не удалось.
Словацкая компания GIPROKOKS EUROPE S.R.O. была зарегистрирована буквально в тот же день, что и совместное предприятие, в состав которого вошла. Директором фирмы сейчас является украинка Вита Кравченко – это жена руководителя и главного инженера ГП «ГИПРОКОКС» Сергея Кравченко. Общаться с журналистами Кравченко отказались.

Вместе с тем, владельцем GIPROKOKS EUROPE S.R.O. записан Дмитрий Снижко из Кривого Рога. На протяжении многих лет его семья дружит и партнерствует в бизнесе с известным местным предпринимателем Константином Караманицем. Его основная сфера – добыча руды (ООО «Рудомайн»).

Также он известен как владелец ФК «Кривбасс», бренд которого возродил в 2020 году по инициативе Владимира Зеленского и при участии народного депутата от «Слуги народа» Юрия Корявченкова (он же кварталовец «Юзик»). С будущим президентом Караманиц, по его словам, учился в одной школе и институте, но кроме футбола последние годы не особо пересекался. В то же время, в сети Караманица называют «рудокопом президента» – это можно считать намеком на то, что после победы Зеленского на президентских выборах бизнес Караманица существенно расширился, в том числе в направлении добычи ископаемых.

По данным бизнес-реестра, после 2019 года бизнес-группа Караманица действительно очень быстро и успешно масштабировалась: обороты «Рудомайна» выросли в несколько десятков раз, он выиграл аукцион на аренду крупного горно-обогатительного комбината, его дочерняя компания выкупила также Криворожский ГОК связанная компания без аукциона, через суд, забрала карьер в Кривом Роге, также семейный портфель пополнился двумя фирмами с лицензиями на добычу Житомирской области. В итоге после начала полномасштабного вторжения Караманиц оказался одним из немногих бизнесменов, которых пригласили на встречу с президентом для обсуждения восстановления инфраструктуры в условиях войны. После чего еще одна его компания получила госзаказ в защиту объектов критической инфраструктуры, а именно четверть миллиарда на защиту Трипольской ТЭС.
Интересно, что люди Снижка и Караманица завели в банкротство ГП «ГИПРОКОКС». Год назад госпредприятие ссудило 11 млн грн у ООО «Трейдторг Продакшн», вовремя не вернуло, и компания подала в суд с требованием признать ГП банкротом. Владельцем фирмы того времени был менеджер Снижка, а адвокат, представляющий ее в суде – Глеб Кравцов – это давний семейно-бизнесовый адвокат Снижка и Караманица, основное место его работы – ООО «Рудомайн» Караманица.
Связаться со Снижком не удалось. Караманиц уверяет, что о ГИПРОКОКСе впервые слышит, а со Снижком в последнее время и сам не контактирует.

