В Ассоциации Международных Экспедиторов Украины раскритиковали проект концессии порта Черноморск

Власть
ГП «Морской торговый порт «Черноморск». Фото: seaport.com.ua

Президент Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ) Виктор Берестенко раскритиковал анонсированную Минразвития концессию контейнерного терминала в порту Черноморск и заявив об отсутствии прозрачности и сомнениях относительно озвученных показателей. Он поставил под сомнение озвученные чиновниками цифры проекта — «$1,1 млрд в бюджет. 1000 рабочих мест. 500 000 контейнеров» и назвал подход власти «концессией в стиле «не спрашивайте лишнего», которая выглядит как часть «очередной победы на страницах соцсетей».

Об этом Берестенко написал на своей странице в Facebook.

«Цифры звучат впечатляюще, но пока это больше похоже на маркетинговую кампанию, чем на прозрачный инвестиционный проект. Озвученные показатели — только со слов чиновников. Уровень доверия к таким источникам у бизнеса, мягко говоря, не самый высокий. Ни одного открытого проекта, финмодели или прогноза. Вместо прозрачности — просто красивая информационная кампания», — отметил глава АМЭУ.

Он также предостерег от повторения старых обещаний «новыми словами»: «Крупнейшие мировые международные компании MSC, CMA CGM, DP World — уже инвестировали под похожие обещания. Не выглядит ли это как очередная попытка «выдать невесту» — на этот раз уже точно навсегда?».

Отдельно Берестенко очертил недостатки государственной стратегии в отношении портовых активов: «Действительно ли стратегия — просто «отдать»? Создается впечатление, что государство не в состоянии эффективно управлять активами, и вместо развития — принимает решение «избавиться» пока еще есть что. Возможно, это продиктовано фактическими цифрами деятельности, но их тоже никто не показывает».

Критику вызвала и сама процедура отбора инвестора: «Что за процедура избрания победителя путем «конкурентного диалога»? Звучит как: встретимся, поговорим, а выиграет тот, кто понравится больше всего. Где критерии? Как оцениваются заявки? Где этапность? Где открытость? Не станет ли это еще одним кейсом «лучшего предложения, которое уже выбрано» и громкими расследованиями антикоррупционных органов?».

Кроме того, глава АМЭУ оценил реалистичность заявленного роста контейнерооборота и обещаний по занятости: «В 2024 году украинские порты обработали только 129 тыс TEU (условная единица измерения емкости грузовых транспортных средств – ред.). Пропускная способность — более 3,5 млн TEU, а эксплуатационная загрузка — менее 4%. Откуда взяли +500 тысяч?…. Нам говорят — 1000 рабочих мест. А сколько людей работают на других терминалах? Это очередная «красивая цифра» или настоящий расчет?».

Он добавил: «Контейнер — это лишь тара. Его стоимость зависит не от количества металла, а от того, что внутри. А внутри — груз, который создается экономикой, а не PR-постами».

Анализируя общую логику процесса, глава АМЭУ констатировал: «Выглядит ли это прозрачно, логично и по государственному? Для меня — однозначно нет. НО, я искренне хочу ошибаться!!! И увидеть: настоящую международную компанию (а не какой-то оффшор) реальные инвестиции тысячи созданных рабочих мест развитие инфраструктуры — не в слайдах, а в реальности здоровую конкуренцию и уменьшение стоимости логистики для украинской экономики».

Он также указал на отсутствие понятных международных участников в публичной коммуникации по проекту. «Скрин с FB Премьер-министра о концессии за 3 сентября 2025 года. Кто с кем и что подписал — не владею информацией, но не вижу международных заинтересованных сторон», — резюмировал эксперт.

Напомним:

  • В начале сентября 2025 года премьер Юлия Свириденко сообщиола, что Украина объявила конкурс публично-частного партнерства (укр.ППП) по Первому и Контейнерному терминалам морского порта Черноморск Одесской области. Он стал первым проектом такого формата в портовой сфере после начала полномасштабного вторжения России. Уже более 40 ведущих международных портовых операторов и инвесторов заявили о готовности приобщиться. Концессионный конкурс по терминалам в этом порту был анонсирован в опубликованном в августе проекте Программы действий правительства.