Рада приняла закон о возвращении независимости НАБУ и САП

Власть
Фото: Facebook НАБУ, RFE/RL

Верховная Рада приняла закон, возвращающий отобранные полномочия антикоррупционным органам – НАБУ и САП.

«За» принятие президентского закона в целом проголосовали 331 парламентарий:

«Слуга народа» – 214;

«Европейская солидарность» – 27;

«Родина» – 4;

«Голос» – 16;

«Платформа за жизнь и мир» – 17;

«Восстановление Украины» – 9;

«Партия «За будущее» – 11;

«Доверие» – 17.

Внефракционные – 16.

Никто не голосовал против. Также никто не воздержался от голосования. 9 депутатов не голосовали.

Специализированная антикоррупционная прокуратура будет самостоятельно осуществлять процессуальное руководство расследованием дел Национального антикоррупционного бюро, а не под контролем генерального прокурора.

В то же время, в течение шести месяцев после вступления в силу закона Служба безопасности Украины должна проверить сотрудников НАБУ, САП и других органов, имеющих допуск к государственной тайне, на предмет сотрудничества с государством-агрессором.

Каждые два года сотрудники этих органов будут проходить внутреннюю проверку на полиграфе по методологии, согласованной с СБУ.

Как пишет руководитель направления «Правопорядок» Лаборатория законодательных инициатив/Agency for Legislative Initiatives Евгений Крапивин, компромиссом в этой ситуации стали проверки на полиграфе всех работников правоохранительных органов и прокуроров. Сначала их проведет Служба безопасности Украины в течение 6 месяцев относительно тех, кто имеет допуск к гостайне, а затем – собственные подразделения внутреннего контроля органов регулярно.

«Полиграф не является доказательством в уголовном производстве, его достоверность условна, поэтому человека нельзя привлечь к ответственности или уволить на этом основании. Но его широко используют при решении кадровых вопросов, в частности в этих органах. Поэтому он является «точкой входа» для того, чтобы выявить неискренность человека и провести основательную проверку, но провести основательную проверку. не будет. Но негативные кадровые изменения в прокуратуре остаются в силе.

В Офис Генерального прокурора можно взять кого-либо без конкурса, а уволить человека после ликвидации, реорганизации подразделения можно таким путем, что поднимает институциональную независимость прокурора. Проще – позволяет набирать фаворитистский, а не меритократический способ, а также проводить «кадровые чистки». Это не отвечает стандартам ЕС и является откатом в евроинтеграционных реформах.

Также усиление роли Генерального прокурора в отношении отдельных процессуальных полномочий прокуроров, прежде всего изменения в ст. 36 УПК Украины о механизме «истребования» материалов и передаче третьим прокурорам вместо доступа к ним и т.п. Я буду работать над последующей отменой этих изменений.

И последнее: проблема неотложных обысков. Я опубликовал колонку на сайте Watchers.Media с предложениями, как решить эту проблему, в частности выполнить решение ЕСПЧ «Корниец и другие против Украины». Мне было приятно слышать на Комитет ВРУ по вопросам правоохранительной деятельности, что народные депутаты обеспокоены этой проблемой и ищут реальных нормативных решений. Я думаю, что скоро мы к ним придем. Так что органы не будут злоупотреблять этим правом, а бизнес и все остальные будут защищены от произвола.

Поэтому мы потратили кучу усилий, потеряли имидж и доверие партнеров как государство, создали кучу проблем на евроинтеграционном треке, а в результате оказались на два шага позади. Смешанные ощущения», — указал он.

Напомним: