Портовые крысы. Кто помогает оккупантам грабить Украину

Топ-Новости
Павел Швацкий (слева) и Владимир Стельмаченко, оккупационные «руководители» Мариупольского и Бердянского портов. Фото: соцсети

Министерство инфраструктуры 30 апреля 2022 года издало приказ о закрытии морских портов «Бердянск», «Мариуполь», «Скадовск» и «Херсон». Порты будут оставаться закрытыми до возобновления над ними контроля Украины.

В то же время, российские оккупанты используют инфраструктуру захваченных портов для вывоза с захваченной территории части юга Украины зерна и металла. Помогают им в этом предатели, согласившиеся налаживать работу портов после боевых действий.

Бердянский боец-коллаборант

Бердянским морским торговым портом оккупанты назначили руководить местного жителя Владимира Стельмаченко. В начале июня он рассказывал российским пропагандистам из оккупированного Крыма, что порт готовится принимать суда и отгружать грузы.

«Работы много, работать есть кому. Есть что восстановить. Для этого у нас проводится сейчас разминирование, утилизация боеприпасов, оставленных вооруженными силами Украины на территории порта. Для того чтобы дали нам возможность принимать суда, отгружать грузы. В дальнейшем работать как основное градообразующее предприятие», — говорил Стельмаченко, которого пропагандисты противостоили как «и. о. начальника Бердянского морского порта».

Владимир Стельмаченко, оккупационный «руководитель» Бердянского морского порта. Фото: пропагандистский источник

21 июня российское информационное агентство ТАСС сообщила, что в порт Бердянска уже завозится зерно из временно оккупированной части Запорожской области. Чтобы избежать обвинений в краже, россияне заявили о якобы намерениях самих местных аграриев экспортировать зерно в страны Ближнего Востока, Турции и Африки.

Ранее Евгений Балицкий, согласившийся возглавить оккупационную администрацию области, сообщалчто запас зерна урожая прошлого года на захваченной части Запорожской области составляет 1,5 млн тонн. И этот запас оккупанты планировали продать в страны Ближнего Востока.

25 июня в telegram-канале «Запорожье.инфо» было опубликовано видео, снятое местными жителями, на котором видно, что в порт Бердянска прибыло крупное грузовое судно в сопровождении четырех военных кораблей.

Фото: telegram / Запоріжжя.інфо

30 июня российские пропагандисты сообщили, что в порту действительно происходит загрузка зерна на корабль страны-агрессора. И хотя на опубликованных видео название судна тщательно скрывали — оно все равно стало известно.

Прибытие судна Zhibek Zholy в порт оккупированного Бердянска. Фото: пропагандистский источник

На этом фото видно, что судно называется Zhibek Zholy. Местные подконтрольные России информационные помойки сообщают, что корабль пришел в сопровождении катеров военно-морской базы Новороссийска Черноморского флота России.

Владимир Стельмаченко также прокомментировал процесс воровства украинского зерна, которое он называет «русским».

«Бердянский морской торговый порт готов одновременно обрабатывать до трех судов. Нами зафрахтовано еще несколько судов под российское зерно. Зерно не должно пропасть», — сказал коллаборант.

Владимир Стельмаченко, оккупационный «руководитель» Бердянского морского порта. Фото: пропагандистский источник

Россияне пишут, что на судно только планируется загрузить 7 тысяч тонн зерна. Однако по данным онлайн-сервиса marinetraffic, корабль Zhibek Zholy (IMO: 9598880, владелец — компания из Казахстана KTZ Express Shipping TOO) пришел в турецкий порт Karasu. Примечательно, что порт отправления россияне указали не Бердянск, а Новороссийск Краснодарского края.

3 июля турецкие таможенники задержали судно Zhibek Zholy. На основании письма Офиса генпрокурора посольство Украины в Турции обратилось к турецкой стороне принять неотложные меры. По информации посла Василия Боднара, на судно дедвейтом 7146 тонн погрузили около 4500 тонн краденого украинского зерна.

«Поблагодарить» за помощь оккупантов можно так называемому «руководителю» порта Владимиру Стельмаченко. Кто он вообще такой? 52-летний мужчина проживает в Бердянске, на улице Короленко. До оккупации работал в этом же порту — был заместителем начальника службы безопасности мореплавания и экологической безопасности.

Владимир Стельмаченко, оккупационный «руководитель» Бердянского морского порта. Фото: «Одноклассники»

Если верить последней поданной декларации, в 2020 году в этой должности Стемальченко получал около 15 тысяч гривен в месяц. В ней же «руководитель порта» указывал, что вместе с женой Ириной и двумя детьми проживает в доме тещи, владеет двумя земельными участками в селе Новопетровка. Землю он предоставлял в аренду сельхозпредприятию ПСП «Лендфорт Азов» за 20 тысяч гривен в год.

Упомянутая супруга Ирина Стельмаченко работала в исполнительном комитете Бердянского городского совета. Ее должность – главный специалист отдела транспорта и связи.

Теперь перейдем в соцсети. Владимир Стельмаченко очень любит оружие. На его странице в российской соцсети «Вконтакте» очень много фотографий с разными видами.

Владимир Стельмаченко, оккупационный «руководитель» Бердянского морского порта. Фото: «Вконтакте»

Также коллаборант является сторонником системы рукопашного боя Кадочникова. Имеет даже фотографию со своим кумиром.

Владимир Стельмаченко, оккупационный «руководитель» Бердянского морского порта. Фото: «Вконтакте»

На своей странице на рекрутинговом сайте Стельмаченко пять лет назад писал, что занимался военно-патриотической работой с молодежью, допризывной подготовкой, способствовал вооруженным силам и правоохранительным структурам в вопросах боевой и специальной подготовки. Также якобы основал организацию Общества содействия обороне Украины (ОСОУ) «Коловрат», хотя ничего подобного в реестре юридических лиц мы не нашли.

Однако на разных патриотических акциях в Бердянске и области Владимир Стельмаченко кичился своими умениями борьбы.

Владимир Стельмаченко, оккупационный «руководитель» Бердянского морского порта. Фото: «Вконтакте»

Интересно, что на facebook-странице «Новости Бердянска» еще в мае появилась информация о том, что до полномасштабного вторжения Стельмаченко якобы тренировал бойцов «Азова», проводил тактические занятия по снайперской стрельбе на полигонах Бердянска и Урзуфа, активно занимался волонтерством, помогая «азовцам» с бронежилетом и амуницией.

«К сведению партизан: живет в Колонии, ходит пешком на работу по Горбатому мосту», — такими словами заканчивается сообщение о Стельмаченко.

Возникает вопрос — как человек, «способствовавший вооруженным силам», волонтеривший и помогавший ненавистному россиянам «Азову», вдруг получил должность из рук оккупантов? Об этом мы решили расспросить самого Стемальченко.

Центр журналистских расследований попытался связаться с оккупационным «руководителем» порта по украинскому номеру телефона, который нам удалось найти. Трубку взял мужчина, голос которого очень похож на голос Стельмаченко, но он бросил трубку сразу после того, как наш журналист начал представляться.

Следующие звонки он просто сбрасывал. Также мы написали ему SMS с просьбой выйти на связь. Но на момент публикации этого материала ответа мы так и не получили.

Кроме того, на телефонный звонок ответила супруга Владимира Ирина. Корреспондент Центра журналистских расследований сказал, что хотел бы поговорить с ее мужем о работе Бердянского порта. Она сказала, что передаст вопрос и, возможно, он перезвонит позже, но этого не произошло.

Итак, Владимир Стельмаченко сейчас помогает российским захватчикам грабить Украину. Занимая «должность» оккупационного руководителя порта, он способствует вывозу из захваченной части Запорожской области зерна. Именно под его так называемым «руководством» оккупанты подготовили акваторию порта для мероприятия грузовых судов, на которые уже сейчас происходит загрузка украденного урожая. При этом, если верить сообщениям в местных пабликах, Стельмаченко до перехода на службу к оккупантам создавал себе образ патриота Украины. Так же, как в свое время это делал Дмитрий Кузьменко, командир воинской части А7360 сил терробороны Херсона, который с приходом оккупантов одним из первых взял российский паспорт и призвал украинских бойцов прекратить сопротивление.

Порт уничтоженного Мариуполя

«Коллегой» Стельмаченко в Мариуполе стал Павел Алексеевич Швацкий, гражданин России. Он возглавил оккупационную администрацию мариупольского морского порта. Собственно, лучшей характеристикой Швацкого есть его же слова об украинских военных. Их он называет «нацистами» и «бандитами».

Павел Швацкий, оккупационный «руководитель» Мариупольского морского порта. Фото: пропагандистский источник

Еще десять дней назад за эту территорию шли жестокие бои. Морпехи ВСУ и нацисты из полка «Азов» сражались отчаянно, но штурмовые отряды бойцов ДНР заставили их бежать. Уходя, бандиты, другим словом их не могу назвать, ломали все: расстреливали из гранатометов погрузчики, трансформаторные подстанции, краны», — рассказывал Швацкий пропагандистам из правительственной «Российской газеты» на початку травня.

Теперь Швацкий, уже назначенный оккупантами руководитель порта, заявляет о запуске пассажирских перевозок уже с 2023 года и присоединяется к ограблению Украины.

По состоянию на 20 июня уже третье судно с украденной металлопродукцией покинуло порт Мариуполя и отправилось в Ростов-на-Дону. По словам Швацкого, чтобы вывезти весь металл из порта Мариуполя, нужно еще около 80 рейсов судов.

металлопрокат

Разгрузка судна RM 3 с краденым в Мариуполе металлопрокатом в порту Ростова-на-Дону Фото: ТАСС

Большая часть металла принадлежит компании Метинвест олигархов Рината Ахметова и Вадима Новинского. В интервью «Економічній правді» директор ГП «Мариупольский торговый порт» Игорь Барский рассказывал, что на территории порта оставалось около 200 тысяч тонн металла и чугуна, стоимость которых составляла более 170 миллионов долларов.

Вероятно, корабли с металлом уходят в Ростов не только из-за относительной близости. И здесь уже стоит больше рассказать о биографии Швацкого. Именно АО «Ростовский порт» Павел Швацкий возглавлял как генеральный директор с 2014 года до конца августа 2021 года. Позднее, похоже, пошел на повышение: в новостях упоминается уже как «заместитель председателя совета директоров группы компаний «Ростовский порт». Теперь, управляя портом оккупированного Мариуполя, по сути отправляет к себе домой украденные ценные грузы.

Павел Швацкий, оккупационный «руководитель» Мариупольского морского порта. Фото: rostovport.ru

Центр журналистских расследований нашел номер Швацкого. К сожалению, поговорить с ним не получилось – мужчина не отвечает на обычные телефонные звонки и на звонки в telegram и whatsapp. Сообщения в мессенджерах мы ему оставили, но ответа так и не получили.

Для правоохранительных органов: дата рождения Павла Швацкого – 14 мая 1958 года. Российский код налогоплательщика: 616705187432. Паспорт: 6005296068; СНИЛС: 02880123540.

В Ростове живет и его семья: жена Юлия Седоченкова и 17-летний сын Константин.

Херсонский порт

Российские пропагандистские ресурсы со ссылкой на оккупационную администрацию 15 июня сообщили о начале работы захваченного Херсонского морского торгового порта. Сотрудничать с захватчиками в должности так называемого «руководителя» согласился Харитонов Андрей Николаевич. На подконтрольных россиянам информационных помойках Харитонова представляют как опытного руководителя, «проработавшего в сфере речного и морского транспорта более 20 лет».

Мы же в Центре журналистских расследований получили больше информации о Харитонове. Мужчина был начальником участка плавсредств «Херсонского судостроительного завода», входящего в объединение Smart Maritime Group олигарха Вадима Новинского. В 2015 году он баллотировался в Херсонский городской совет от партии «Наш край», однако не был избран. Кроме того, Андрей Харитонов был членом совета Днепровской, Новотроицкой, Горностаевской, Высокопольской и Великоалександровской районных партийных организаций «Наш край».

Относительно новоиспеченного «начальника порта» 20 августа 2021 открыто исполнительное производство о взыскании средств в пользу «МТБ-банка» из-за неуплаты ипотеки в размере 62 921,00 долларов США. Андрей Харитонов выступил поручителем в кредитном договоре между банком и, вероятно, родственницей Валентиной Харитоновой.

Херсонский морской порт Фото: Marion Golsteijn / Wikipedia

Вы уже могли встречать истории о коллаборантах, которые задолжали в Украине и после 24 февраля перешли работать на россиян. Например, Александр Кобец, бывший сотрудник СБУ, назначенный оккупантами «мэром» Херсона, имеет долг по ссуде более чем в 2,36 миллиона гривен.

Оккупационная администрация Херсонской области сообщает, что в захваченном порту «восстанавливается инфраструктура, ведется ремонт, идет подготовка к восстановлению полноценной работы». Также возобновление работы порта и поставки в Россию сельхозпродукции назвал одним из приоритетных направлений вице-премьер России Марат Хуснуллин во время поездки в оккупированный Херсон в мае 2022 года. Это значит, что россияне спешат вывозить награбленное и с херсонского направления. Однако, как отмечало ІА IPC-Херсон, возобновить работу Херсонского морского порта в ближайшей перспективе россияне не смогут: предприятие было ограблено военными РФ, а большая часть персонала отказывается сотрудничать с оккупационной администрацией.