– Послушай, если мы увидим, что вы играете в свои игры; если мы увидим, что по-нашему не получается – заведем под российским флагом все силы через границу и встанем на линии разграничения в Донбассе.И ничего вы нам не сделаете.
Кто, как и в каких секторах на самом деле принимает решения в Кремле?
В окружении Путина множество больших и малых кланов и группировок, объединенных одной целью: дележ денег и ресурсов между ключевыми фигурами. Эти люди обсуждают и готовят для российского президента сценарии и готовые решения.
В зависимости от направления действий используются те или другие команды специалистов. В ведении гибридной войны против Украины на особом положении в Кремле крыло силовиков во главе с министром обороны Сергеем Шойгу, аппарат тайных операций во главе с многолетним главой ФСБ Александром Бортниковым и политическое крыло во главе с Владиславом Сурковым. Эти группы – наиболее влиятельны в организации агрессии против Украины. Но группировки и их лидеры – условное обозначение. Не условны лишь направления. Помимо силовиков и политиков, есть еще технические, бизнесовые и финансовые группы, отвечающие за схемы, управление этими схемами, деньги под проекты и спецоперации, а также за материальное обеспечение узкого круга приближенных к Путину людей.

В 2017 году мировая политическая и экономическая конъюнктура, складывающаяся не в пользу России, толкнула Путина к старым проверенным опциям управления страной – акциям устрашения, взрывам в метро. Тем временем ключевые фигуры окружения Путина публично выясняют отношения между собой: делить в условиях санкций стремительно сокращающиеся ресурсы становится труднее. Силовики и политики в Кремле из-за Украины устраивают разборки уже далеко за пределами России. В результате по странному стечению обстоятельств в Киеве застрелили одного из ключевых свидетелей, тесно связанного с группой российских силовиков.
Сам Путин, сознательно избрав крымский капкан, кажется, все еще верит, что сможет выбраться из него, не потеряв ногу. Он готов повысить ставки, пойти дальше – как в Украине, так и в других странах. Телевизор включен. Декорации оплачены. Оппозиция раздавлена. Все готово для нового геополитического шоу, призванного сохранить путинский режим и всех, кто от него питается.
На этом фоне высокопоставленные чиновники и дипломаты, а также зарубежные друзья Украины утверждают, что получают многочисленные сигналы о реализации нового плана дестабилизации Восточной Европы. Но теперь в фокусе не только Украина. В зоне риска – ближайшие соседи РФ: Беларусь, страны Балтии, Молдова, а также Казахстан и Грузия.
О сценариях и вариантах развития военно-политической ситуации на постсоветском пространстве – специальный проект LIGA.net, посвященный трехлетию российско-украинской войны, в котором собран широкий спектр мнений десятков собеседников – дипломатов, сотрудников силовых структур Украины, СНБО, Генштаба, СБУ, представителей разведывательного сообщества.
Вместе с тем Турчинов напоминает, что угроза полномасштабного наступления под флагом РФ существует уже более трех лет. “Как три года назад, так и сейчас, мы должны рассчитывать, в первую очередь, на самих себя. Наша задача – быть готовыми к любому развитию событий и быть готовыми защищать страну от полномасштабной агрессии России”, – говорит он.
Говоря об отдельных людях во власти Харькова, которые “должны, но пока не сидят”, Аваков сказал коротко: “Не сидят только по той причине, что еще нет решения суда”.
По его словам, куда более важная задача – обеспечение необходимым количеством военной техники Военно-воздушные силы, для чего государству необходимы финансовые ресурсы с учетом расширения промышленного потенциала предприятий ОПК.
При этом, по словам начальника Генштаба, россияне все активнее ведут против Украины информационную войну, используя “как некоторых внутренних агентов влияния, в том числе и политических, или тех, кто формирует общественное мнение, так и подчиненные средства массовой информации”.
“Они избавляют себя от необходимости заниматься экономикой и проблемами внутри страны, кормят людей пропагандой, мнимой агрессией НАТО. Но проблемы у них нарастают”, – сказал он.
Парубий считает, что рано или поздно “центробежные силы в России начнут действовать”. “Мы все помним Чечню. Знаем о проблемах с Татарстаном. Со временем и Кубань напомнит о себе”, – уверен он.


