«Хозяева крымских медиа»: медиахолдинг крымского бизнесмена и политика Фрунзе Мардояна

Новости

007Мы продолжаем цикл материалов «Хозяева крымских медиа». И сегодня остановимся на недавно созданном медиахолдинге известного крымского бизнесмена и депутата Верховной Рады автономии, регионала Фрунзе Мардояна. В феврале этого года он приобрел телеканал «Неаполь», телерадикомпанию «Экран» и создал новый телеканал – «TV FM». Вокруг этой покупки ходило немало слухов. И они объяснимы. Так сложилось, что украинский медиабизнес – это дотационные предприятия, которые покупаются или создаются  бизнесменами и политиками для лоббирования и защиты основных активов или политической пропаганды. Фрунзе Мардоян, как известно, и бизнесмен, и политик. Но человек  не публичный: его интервью в средствах массовой информации можно пересчитать по пальцам. Мы же встретились с фактическим учредителем телеканалов – его младшим сыном Артемом Мардояном.

Телеканал «Неаполь» был образован в 2003 году и был частью медиахолдинга, принадлежавшего народному депутату Украины Сергею Куницыну. В него наряду с «Неаполем» входили телекомпании «Экран» и «Керчь», радиостанция «Лидер», информационное агентство «Е-Крым» и несколько печатных изданий. В феврале этого года Куницын продал последние медиа-активы – радио купил владелец условного медиа-холдинга «АТР», российский миллионер Ленур Ислямов, а телеканалы «Неаполь»и «Экран» перешли в собственность крымскому миллионеру и политику Фрунзе Мардояну, депутату Верховной Рады АРК (фракция Регионы Крыма) и президенту ООО «Корпорация «ФМ».

Фрунзе Мардоян

Фрунзе Мардоян

В его активах сеть СТО, гостиница Импереал, торговый центр «ФМ», строительная компания «Крымстройсервис-2007». Также с ним связывают ООО «Стройпрогресс», вокруг которой недавно разгорелся скандал. Фирма получила разрешение на строительство карьера у подножия заповедной горы Карадаг, которое было отменено после громкого протеста экологов и общественности.

Приобретенные Фрунзе Мардояном телеканалы переименованы, и в них легко угадываются инициалы нового собственника – «FM1» и «FM2». Они вместе с созданным новым телеканалом «TV FM» с июля этого года образуют медиахолдинг —  общество с ограниченной ответственностью «Медиагрупп «ФМ». Старые лицензии на вещание уже переоформлены. И сетка купленных каналов осталась прежней. Бывший телеканал «Экран», сегодня «FM2», по-прежнему имеет три часа вещания в сутки на территории Красноперекопска. У бывшего «Неаполя», который переименован в «FM1», остались те же часы вещания – в Симферополе 8 часов в сутки. В Ялте, Севастополе и Бахчисарае – 24-часа.

Новый, «TV FM»,  получил лицензию Национального совета по телевидению и радиовещанию на круглосуточное вещание на 42 частоте в Симферополе. Он, по словам учредителей, и станет главным каналом в корпорации.

001Сегодня общество с ограниченной ответственностью «Медиагрупп «ФМ» обустраивает свою редакцию в здании на улице Киевской, 20, в Симферополе, принадлежащем владельцу холдинга Фрунзе Мардояну. По  соседству — его гостиница «Империал». Изначально здание планировалось под ресторан. Но на протяжении четырех лет на первом этаже размещался штаб Партии регионов,  работавший во время предвыборных кампаний. Сегодня в помещениях – полная реконструкция.

Стоимость покупки телеканалов и суммы инвестиций не разглашаются, но по всему видно, что новый бизнес Фрунзе Мардояну обходится недешево: начиная с реконструкции  неприспособленного для телевидения здания и заканчивая обновлением всего оборудования –  от  камер и цифрового света до студийных площадок. Единственным учредителем корпорации и ее генеральным директором Фрунзе Мардоян назначил своего младшего сына. Ему 22 года, но он уже  4 года является коммерческим директором Корпорации «ФМ». Теперь же планирует построить прибыльный медиабизнес.

Артем Мардоян

Артем Мардоян

«Было бы глупо купить такой дорогой бизнес и не думать о дивидендах, которые он будет приносить. Конечно, мы ждем. Об этом рано говорить, но где-то через полгода мы поговорим о том, что оно нам приносит», — говорит Артем Мардоян.

Покупка депутатом–регионалом телеканалов сразу породила предположение, что  они будут использованы как медиаплощадки для поддержки и пропаганды партии власти, и приобретались с прицелом на президентские выборы 2015 года.

«Мы видим в последние несколько лет тенденцию активного перераспределения медиаресурсов в Крыму: создание новых, уменьшение давления на старые влиятельные и перекупку уже действующих масс-медия в пользу, судя по всему, одной политической силы. Более, чем вероятно, это связано с выборами. Это было связано с парламентскими и местными выборами, а сейчас — с предстоящими президентскими. С учетом того, что это будут важные президентские выборы, я думаю, что эта тенденция не просто не ослабнет, а усилится», — говорит руководитель Комитета по мониторингу свободы прессы в Крыму Владимир Притула.

Сам Фрунзе Мардоян сразу после покупки «Неаполя» в интервью изданию «Аргументы недели Крым» опровергал политическую подоплеку сделки. Целью приобретения телеканалов его владельцы называют желание реализовать себя в медиасфере. «Знаете, мне никто не может диктовать свои условия. Многие задают вопрос: «Канал будет работать на власть или оппозицию?», поэтому, предвосхищая его, сам отвечу. Канал будет показывать события такими, какими они есть», — цитирует издание Фрунзе Мардояна.

По заявлениям руководства телеканалов, первое время они мало чем будут отличаться друг от друга. Но с развитием корпорации и появлением новых проектов планируют их разделить и сделать нишевыми, рассчитанными на разную аудиторию телезрителей. Однако и с форматом нынешним, похоже, еще не до конца определились.

«Мы бы хотели, чтобы наш телеканал был, в первую очередь, объективный и честный в плане новостей. Развлекательный он будет или более политический – мы разберемся и расформируем так, чтобы они все были интересны», — рассказывает А.Мардоян.

Пока что программ собственного производства на телеканалах практически нет. Новости только неделю назад подверглись полному ребрендингу и получили новую студию. Из планируемых в ближайшее время проектов – программы об истории Крыма и знаменитых крымчанах. В эту пятницу был запланирован выход в эфир первого выпуска социально-политического ток-шоу «Секретная территория», автором и ведущим которого станет известный крымский журналист Александр Янковский.

Сегодня владельцы телеканала обещают не влиять на редакционную политику и не вмешиваться в творческий процесс, освободив журналистов от какой-либо цензуры.

После выхода в эфир программы, ночью 23 октября, сгорело здание, в котором располагался супермаркет «Вольтмарт», на улице Киевской, 20. Это здание тоже принадлежит Фрунзе Мардояну и имеет общую стену со студией его телеканала. В результате пожара были уничтожены студийные декорации, вся аппаратура и техника. Милиция открыла уголовное производство по факту поджога. Фрунзе Мардоян, в свою очередь, считает, что причиной пожара стал именно поджог. И цель была уничтожить не супермаркет, а телеканал. «Доброжелателей» всегда очень много – это поджог! Это уже все говорят —  эксперты, милиция, пожарные. Вот как понимать? Супермаркет сто лет там работает  — и не горел никогда, а как телеканал запустили – 2 дня работает — и тут такое! Нет, я ничего не утверждаю, но все это странно», — цитирует Ф.Мардояна издание «Крым.Комментарии».