В Крым пришел загадочный «К-Телеком»

Публикации

images (2)На полуострове начала действовать новая российская компания мобильной связи, специально созданная для «освоения» Крыма. Ее появление выглядит как прямая угроза украинскому подразделению МТС. Ведь новая фирма работает на частотах компании «МТС-Украина», а тем временем местные власти всячески дискредитируют украинскую «дочку» мобильного оператора. Однако все это может оказаться шумовой завесой для процесса постепенной передачи оборудования и клиентов «МТС-Украина» второй дочерней структуре российского МТС, но уже с новым лицом.

4 августа в Крыму официально начал работу первый российский мобильный оператор. Им стал никому не известный «К-Телеком», который будет представлен на крымском рынке под брендом Win-Mobile. На первый взгляд, это может показаться странным, ведь логичнее было ожидать громкого выхода на полуостров кого-либо из российской «большой тройки» – МТС, «Вымпелкома» или «Мегафона». Однако гранды российского телекоммуникационного рынка без боя отдали новую территорию «темной лошадке», заручившейся максимальным содействием как местных, так и федеральных властей.

Впрочем, на самом деле, все происходящее вполне укладывается в логику тех процессов на крымском рынке мобильной связи, развитие которых «Крым.Реалии» спрогнозировали еще в мае (см. статью«Крымский связной»), и сейчас этот прогноз претворяется в жизнь.

«Темная лошадка» как прикрытие для лидера

Напомним, ранее мы отмечали, что украинские операторы вряд ли смогут продолжать работать в Крыму как по юридическим, так и по техническим причинам. Тем более, что «срок годности» их украинских лицензий, пока что признаваемых Россией, истекает 31 декабря этого года. В то же время российские компании едва ли отважатся заходить на полуостров напрямую, особенно после того, как Евросоюз распространил ограничительные меры, в числе прочего, на телекоммуникационную отрасль. Для «МТС» и «Вымпелкома», чьи акции торгуются на международных биржах, официальная работа на аннексированной территории создала бы дополнительные риски. Третий же гигант рынка «Мегафон» еще весной заявил, что не будет входить в Крым под предлогом «низкой доходности региона». Впрочем, «МТС» по просьбе властей все же занялся продажей крымчанам своих стартовых пакетов, однако делал это полуподпольно, раздавая номерной фонд, который официально числится за Краснодарским краем России.

В таких условиях мы предсказывали появление новой структуры, которая будет обслуживать Крым, и за которой, возможно, будет инкогнито стоять один из действующих операторов. Тем более, на такой вариант намекали и официальные российские лица. «Одним из вариантов может быть создание на крымской базе оператора с условным названием «Крымтелеком», который будет работать на LTE (сеть четвертого поколения – Прим. ред.) и сможет обеспечить Южный берег Крыма современной связью», – делился планами в начале мая российский министр по делам Крыма Олег Савельев.

В ситуации, когда украинские мобильные компании, по истечению срока своих лицензий, не смогут продолжать работу легально, а российские операторы не рискуют открыто действовать из-за угрозы санкций, именно новосозданное юридическое лицо (или лица) должно будет обеспечивать функционирование рынка. Оно же станет получателем уже российской лицензии. «Схема с выдачей лицензий и частот в Крыму специально созданным российским компаниям логична, – считает начальник юридического управления AVG Capital Partners Эльдар Назмутдинов. – Это может хотя бы частично обезопасить операторов с российскими акционерами от международных санкций и трений с властями Украины. Такая схема позволит операторам в случае необходимости быстро покинуть рынок Крыма, не сворачивая деятельность ни в Украине, ни в России».

Причем не исключено, что реальным собственником новой компании окажется кто-либо из крупных игроков рынка, так как для развития телекоммуникационной сферы требуются немалые инвестиции. Которые не сможет обеспечить государство ввиду дефицита бюджетных ресурсов.

Примерно такую же картину можно наблюдать в других «серых зонах» – Абхазии и Приднестровье. Так, по данным internetua.com, в Абхазии до недавнего времени был всего один сотовый оператор «Аквафон GSM». 51% его акций опосредованно, через оффшорную компанию Debton Investment, владеет российский «Мегафон». В Приднестровье также всего один оператор мобильной связи – «Интерднестрком» с местными владельцами. Аналогичным путем пошел и Крым.

Who is mr. «К»?

Исходя из вышесказанного, появление в статусе «первой мобильной компании» Крыма доселе невиданного «К-Телекома» становится понятным и обоснованным. Куда интереснее ответ на вопрос, чьи интересы он на самом деле представляет?

По данным российского делового издания «Ведомости», в России зарегистрировано целых пять ООО «К-Телеком». Три из них находятся в Свердловской области, одно зарегистрировано в Краснодаре и еще одно – в Москве. Последнее создано в мае текущего года и на 100% принадлежит МТС. Однако в компании отрицают связь своей новой московской «дочки» и фирмы, которая будет работать в Крыму. Вместе с тем, источник, близкий к оператору, говорит, что в Крым зашла фирма, зарегистрированная в Краснодаре. Учредителем краснодарского «К-Телеком», согласно российским базам данных, значится некая Анна Березкина, одновременно являющаяся и генеральным директором новой фирмы. Больше о новом лидере телекоммуникационного рынка полуострова пока ничего не известно. Между тем, косвенные нити тянутся от новичка именно к МТС.

В конце мая российская Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) выделила ООО «К-Телеком» частоты в Крыму, причем именно те, на которых сейчас работает компания «МТС-Украина». Однако никаких протестов ни от украинского оператора, ни от его российского владельца по этому факту не последовало.

Далее, для работы оператора в Крыму необходимо оборудование. По данным российского министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, на сегодня на полуострове действует два коммутатора и уже возведено более одной тысячи базовых станций «К-Телекома». Однако возвести с нуля такое количество станций за достаточно небольшой промежуток времени – с мая, представляется маловероятным. Значит, «К-Телеком» использует уже существующую сеть, возможно, на правах аренды. А уступить имущество может или родственная компания, или та, которой оно больше не понадобится.

И, наконец, обращает на себя внимание массовая информационная атака крымских чиновников именно на украинскую структуру «МТС-Украина». Поначалу крымский министр связи Дмитрий Полонский заявлял, что с 5 августа предполагается прекращение работы украинских мобильных операторов, и как раз в этот день на рынок вышел «К-Телеком». Сегодня же Полонский объявил, что в течение 48 часов «МТС-Украина» прекратит работу в Крыму, а именно 48 часов, по словам профильного российского министра Никифорова, займет полное подключение к сети нового оператора. Другими словами, все информационные вбросы против украинской компании один к одному соответствуют технологическим этапам включения «К-Телекома». Выглядит это так, будто идет плановое замещение «К-Телекомом» филиала «МТС-Украина», а крымские власти, знакомые с технологическими подробностями данного проекта, используют их для пиара себя и антипиара Украины, якобы в очередной раз «кинувшей» Крым и снова что-то отключившей, на этот раз – мобильную связь.

Не один в поле

Позволим себе предположить, что «К-Телеком» в обозримом будущем не останется единственной российской мобильной эрзац-компанией, прикрывающей интересы реального инвестора. Скорее всего, вслед за «МТС» свою «темную лошадку» введет на рынок «Вымпелком», который аналогичным образом заменит свою украинскую «дочку» «Киевстар» на фирму с нейтральным названием.

Руководитель Рокомнадзора Александр Жаров в интервью газете «Ведомости» подтверждал интерес «Вымпелкома» к Крыму. «Уже вошедший туда «К-Телеком» и проявляющий активный интерес «Вымпелком» будут там строить сеть. Два оператора связи на первоначальном этапе потребности населения Крыма закроют», – отмечал он.

Другие свидетельства – это выдача ГКРЧ частот «Вымпелкому», на которых (аналогично первому случаю) в Крыму работает его украинская структура «Киевстар», и получение им номерной емкости в Крыму на 500 тыс. номеров в коде «978». Так что продолжение следует.