Дело Сенцова. Исполнители

Без рубрики

Больше года в России под арестом находится украинский режиссер и активист Олег Сенцов. Он и еще трое крымских активистов в начале мая прошлого года были похищены российскими спецслужбами в оккупированном Крыму и затем обнаружились в московском СИЗО «Лефортово»: ФСБ обвинило их в организации терактов в Крыму и связях с «Правым сектором». В четверг, 9 июля, суд продлил арест Олегу Сенцову до декабря.

e856b9307a1e35c9e8cfcb4d5d35013f-600x330

Украинские правоохранители, в свою очередь, тоже открыли уголовное производство —  по факту незаконного лишения свободы Сенцова. Однако расследование затянулось и о его судьбе официально ничего не сообщается. В то же время, «Центру» стали известны имена тех, кто исполнял операцию по похищению Сенцова в Крыму.

«ФСБ хватило полчаса для того, чтобы они «раскололись»

Режиссер и активист Олег Сенцов пропал в начале мая прошлого года. Вскоре выяснилось, что он был задержан сотрудниками крымского управления ФСБ и этапирован в СИЗО «Лефортово» в Москве. Его обвинили в подготовке терактов в Крыму и связях с «Правым сектором». По делу проходят еще трое активистов — Александр Кольченко, Геннадий Афанасьев и Алексей Чирний.

В интервью «Центру» адвокат Сенцова  Дмитрий Динзе соощал, что протокол задержания Сенцова был оформлен не сразу, а после того, как активистов подвергли пыткам, выбивая признательные показания. Сенцова сломить не удалось.

«Сотрудники ФСБ его избивали, оказывали на него психологическое давление, угрожали тем, что они, грубо говоря, запихают ему палку в задницу. Били его по голове ногой, измываясь над ним. И сказали: ты — крепкий парень, а вот эти два парня — Чирний и Афанасьев, к которым также были применены такие же методы воздействия, им хватило полчаса для того, чтобы они «раскололись», — рассказывал адвокат Сенцова Дмитрий Динзе.

Вскоре, во время очередного судебного заседания, о применении к нему пыток публично заявил и сам Сенцов.

Первым российским спецслужбам удалось сломить Геннадия Афанасьева. «Я, Афанасьев Геннадий Сергеевич, был задержан по поводу событий в Крыму, которые совершались группой лиц под руководством членов «Правого сектора», — заявлял он, давая признательные показания на камеру.

Аналогичные показания дал и Алексей Чирний. Сотрудничество со следствием позволило им получить наказание в виде семи лет лишения свободы из 15-ти возможных. И на материалах этих дел теперь строится обвинение Кольченко и Сенцова, давление на которых продолжается.

«Срок мне был назван еще в первый день моего официального задержания: будет 20 лет и это уже решенный вопрос. Об этом постоянно говорится мне, моим адвокатам. Намекают, что меня ждет очень тяжелая и интересная жизнь в лагере, если я туда доеду, и меня не придушат по пути. Но я не боюсь этих угроз, намеков. Этот срок – 20 лет – мне не страшен, потому что я знаю, что эпоха правления кровавого карлика в вашей стране закончится раньше», — заявил Сенцов на одном из судебных заседаний.

Следствие со всеми неизвестными

Все фигуранты «дела Сенцова» являются гражданами Украины, которых оккупанты продолжают считать по факту аннексии гражданами России. Украинские правоохранители квалифицировали аресты Сенцова, Кольченко, Афанасьева и Чирния по ч. 2 ст. 146 УКУ – незаконное лишение свободы. Однако расследование открытых уголовных производств не только не дошло до суда, оно фактически заморожено, говорит адвокат Евгения Закревская.

Александр Кольченко

Александр Кольченко

«Расследование фактически не ведется. Ничего не происходит. Допрошены несколько свидетелей, очень мало. Не установлены ни лица, которые его задерживали, ни те, кто затем привлекали его заведомо невиновного к уголовной ответственности, ни те, кто содержали его незаконно под стражей и т. д.», — сообщила «Центру» адвокат, представитель Сенцова Евгения Закревская.

Мы пытались получить информацию о ходе расследования уголовного производства в киевском главке МВД. Однако там посоветовали написать информационный запрос. Что мы и сделали. Ответа на момент выхода материала мы не получили.

«Герои» дела Сенцова

Вместе с тем, в распоряжении «Центра журналистских расследований» оказалась информация о тех, кто проводил в Крыму операцию по похищению Олега Сенцова.

Васильков ДА  Марков СМ

           Дмитрий Васильков                                      Сергей Марков

По данным наших сточников, исполнителями операции незаконному задержанию проукраинских активистов были четверо бывших сотрудников крымского главка СБУ: полковник Дмитрий Васильков (живущий в поселке Грес под Симферополем, 16 лет отслужил в органах безопасности Украины), подполковник Александр Кулабухов (симферополец, служил в органах безопасности Украины 17 лет), майор Александр Зинченко (уроженец Нижнесерогозского района Херсонской области, симферополец, 15 лет отслуживший в органах безопасности Украины) и лейтенант Сергей Марков (уроженец Горловки Донецкой области, в последние годы живет в поселке Новофедоровка Сакского района в Крыму – отслужил в органах безопасности Украины 11 лет).

kulabuhov  Зінченко ОА

          Александр Кулабухов                           Александр Зинченко

Все они до российской аннексии Крыма работали в отделе защиты национальной государственности крымского главка СБУ. После оккупации Крыма переприсягнули России и продолжают служить в составе крымского управления ФСБ. Из органов военной службы Украины они уволены в связи со служебным несоответствием. Фигурируют ли эти фамилии в уголовном производстве киевского главка МВД, расследующего «дело Сенцова», пока неизвестно.

Однако очевидно, говорит представитель Сенцова, что квалификация преступления только по статье о незаконном лишении свободы, здесь недостаточна.

«Если бы были проведены минимальные следственные действия, стало бы известно, что там не только похищение, а еще, как минимум пытки. Потому что это всему миру известно, а нашему следствию почему-то неизвестно. Лица, которые могут это подтвердить, не допрошены. Я вижу дополнительный состав (преступлений) — это привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, заведомо незаконный арест и заведомо незаконное неправосудное судебное решение по взятию Сенцова под стражу», — говорит Закревская.

Очевидно также и то, что такие уголовные производства требуют более оперативного расследования. «Делу Сенцова», напомним, пошел второй год.